Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Решение комиссии № 4-1 "О результатах государственного санитарно – эпидемиологического надзора за соблюдением требований санитарного законодательства при организации сбора, вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов в городских и сельских поселениях Чувашской Республики"

О результатах государственного санитарно – эпидемиологического надзора за соблюдением требований санитарного законодательства при организации сбора, вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов в городских и сельских поселениях Чувашской Республики

 

Заслушав и обсудив информацию Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии, Чувашская республиканская санитарно-противоэпидемическая комиссия р е ш а е т:

  1. Принять к сведению информацию «О результатах государственного санитарно – эпидемиологического надзора за соблюдением требований санитарного законодательства при организации сбора, вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов в городских и сельских поселениях Чувашской Республики».

В 2018 г. и за январь – сентябрь 2019 г. Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии и его территориальными отделами в городах и районах проверено 73 субъекта, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверок обследовано 135 объектов, выявлено 96 нарушений санитарного законодательства, по фактам которых составлено 155 протоколов об административном правонарушении, вынесено 251 постановление о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму  1 млн. 336 тыс. рублей. В суды направлено 20 дел о привлечении к административной  ответственности, вынесено 59 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выдано 54 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Проведено 52 плановые проверки органов местного самоуправления, в ходе которых обследованы места сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений, вопросы оборудования и содержания контейнерных  площадок, соблюдения сроков вывоза ТКО с территорий поселений.

По результатам проведенных мероприятий по контролю в отношении  хозяйствующих субъектов и администраций сельских поселений Чувашской Республики выявлены следующие нарушения санитарного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, связанные с:

  1. Эксплуатацией объектов размещения отходов производства и потребления (полигонов, санкционированных свалок ТКО): не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов; не проводится своевременное выравнивание, уплотнение отходов производства и потребления; не проводится радиационный контроль поступающих на захоронение отходов; не организован  систематический контроль фракционного, морфологического и химического состава  отходов; на выезде с территории полигона ТКО не предусмотрена контрольно-дезинфицирующая установка для ходовой части мусоровозов; отсутствуют   переносные сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов;
  2. Содержанием территории санитарно-защитной зоны полигонов, санкционированных свалок ТКО: захламление прилегающей к объекту захоронения ТКО территории мусором;
  3. Выполнением программ производственного контроля в полном объеме: не в полном объеме выполняются программы производственного контроля за состоянием факторов среды обитания в зоне влияния объектов размещения отходов;
  4. Организацией сбора и вывоза ТКО с территорий поселений: несвоевременный вывоз отходов с территории сельских поселений; металлические контейнеры ТКО на контейнерной площадке переполнены; на территории сельских поселений выявлены несанкционированные свалки ТКО; не соблюдается нормативное расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий;   
  5. Организацией и обустройством специализированных мест (площадок) для сбора ТКО: не оборудованы места для сбора ТКО на территории населенных пунктов, контейнеры для сбора ТКО без крышек;
  6. Организацией мест сбора, накопления отходов на предприятиях: отходы складируются навалом на грунте, без твердого покрытия, на местах, не предназначенных для этих целей;
  7. Организацией сбора и утилизации ртутьсодержащих отходов на территории поселений: не организован централизованный сбор ртутьсодержащих отходов от населения для последующего обезвреживания, не представлены договоры со специализированными организациями на осуществление работ по демеркуризации ртутьсодержащих отходов;
  8. Содержанием и санитарной очисткой территории кладбищ: на территории кладбищ не установлены контейнеры для сбора ТКО; отсутствуют  контейнерные площадки с твердым покрытием; не предусмотрены общественные туалеты;
  9. Получением санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ) на деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности в части не заявления используемых при осуществлении данной деятельности транспортных средств для транспортирования отходов IV класса опасности, спецтехники для уплотнения размещаемых отходов на полигоне ТКО;
  10. Отсутствием у хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по обращению с отходами, СЭЗ на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в части сбора,  обработки отходов  IV класса опасности;
  11. Эксплуатацией зданий, строений, сооружений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления деятельности по обращению с отходами: конструкция транспортных средств, используемых для транспортирования отходов IV класса опасности, не исключает потерю отходов в процессе движения автотранспортного средства; размещение отходов на земельном участке, не заявленном для осуществления деятельности по размещению (захоронению) отходов на санкционированной свалке ТКО; места для временного хранения отходов не оборудованы с учетом класса опасности отходов, их агрегатного состояния;  
  12. Прохождением предварительных и периодических медицинских осмотров работниками организаций, занятых транспортированием и размещением отходов.

По результатам проведенных внеплановых мероприятий по контролю приняты следующие меры:

  1. В отношении юридических лиц, должностных лиц субъектов применены меры административной ответственности в виде штрафа по ст.ст. 6.3, 6.4, 6.35, 8.2 КоАП РФ.
  2. Выданы предписания об устранении выявленных нарушений санитарно - эпидемиологических требований.
  3. Вынесены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
  4. В суды направлены исковые заявления о понуждении выполнения обязательных требований в отношении ООО «Чистое село» Батыревского района и АО «Управления отходами».

Деятельность по сбору, вывозу и утилизации ТКО подлежит лицензированию, и, соответственно, хозяйствующие субъекты, осуществляющие данную деятельность, должны иметь соответствующие СЭЗ и лицензию.

За период с 2018 г. по сентябрь 2019 г. Управлением и его территориальными отделами в городах и районах выдано 50 СЭЗ организациям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами.

На уровень загрязнения почв селитебных территорий Чувашской Республики  оказывают влияние следующие факторы:

  • загрязнение почв промышленными токсикантами и агрохимикатами; 
  • захламление почв отходами производства и потребления, несанкционированное размещение ТКО в пригородных зонах, лесах, сельхозугодиях, на берегах водных объектов;
  • разлив загрязненных промышленных и бытовых сточных вод, жидких отходов животноводческих комплексов и индивидуальных хозяйств;
  • загрязнение почв нефтепродуктами;
  • загрязнение почв селитебных территорий продуктами жизнедеятельности домашних и синантропных животных и др.

Вышеуказанное способствует увеличению количества жалоб и обращений со стороны населения, организаций, органов власти на ухудшение санитарного состояния территорий сельских и городских поселений республики.  

Управлением и его территориальными отделами в городах и районах  в 2018 г. и в январе – сентябре 2019 г. рассмотрено 776 обращений (в 2017 г. и январе-сентябре 2018 г. - 525 жалоб) о почвах, содержании территорий городских и сельских поселений и о сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления. По 8 обращениям проведены предварительные проверки, по 22 обращениям - административные расследования, в ходе которых 14 обращений подтвердились. По выявленным в ходе рассмотрения обращений нарушениям санитарного законодательства составлено 72 протокола об административном правонарушении, выдано 62 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

За 9 мес. 2019 г. исследовано 137 проб почвы по санитарно-химическим (за 9 мес. 2018 г. – 176), 307 – по микробиологическим (за 9 мес. 2018 г. – 293) и 635– по паразитологическим (за 9 мес. 2018 г. – 484) показателям. Не соответствовали гигиеническим нормативам 0,5% проб по паразитологическим и 2,6% проб по микробиологическим показателям (за 9 мес. 2018 г. – 0,6% и 2,7% соответственно).

Неудовлетворительные пробы почвы по микробиологическим и паразитологическим показателям были зафиксированы на территории  г. Чебоксары, г. Новочебоксарска, Чебоксарского района (на территории лечебной организации,  парка, базы отдыха, детских дошкольных учреждений, зоны санитарной охраны подземного водоисточника).

Доля проб почвы в селитебной зоне, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в 2018 году составила 0,41% (в 2017 г. – 2,52%,  по РФ в 2018 г. – 4,68%), по микробиологическим показателям – 0,58% (в 2017 г. – 2,82%, по РФ в 2018 г. – 5,79%), по паразитологическим показателям – 0,73% (в 2017 г. – 0,00%,  по РФ в 2017 г.– 0,85%).

Под надзором Управления находились 13 объектов размещения твердых коммунальных отходов. 

Завершена рекультивация санкционированной свалки ТКО около д. Пихтулино Чебоксарского района.

В соответствии с паспортом регионального проекта Чувашской Республики  «Чистая страна» в 2020-2021 г.г. предусматривается рекультивация свалок ТКО в Аликовском, Яльчикском районах и в г. Канаш, в 2020-2024 г.г. – в Комсомольском, Мариинско-Посадском, Шемуршинском районах и в г. Ядрин.

В  соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – Постановление № 222) в 2019 г. Решение главного государственного санитарного врача РФ об установлении СЗЗ получило предприятие 1 класса опасности АО «Управление отходами» для объекта «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов», расположенного в г. Новочебоксарск. 

В Управлении на рассмотрении находятся заявление ООО «Полигон» о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по проекту СЗЗ и об установлении СЗЗ для полигона ТКО Батыревского района.

В целях совершенствования системы регулирования в области обращения с отходами, повышения уровня экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, в Чувашской Республике активно внедряется новая система обращения с отходами.

Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики  от 9 октября 2017 года № 03/1-03/886 утвержден «Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Чувашской Республики».

Протокольным решением Совета при Главе Чувашской Республики по стратегическому развитию и проектной деятельности от 13.12.2018 №12 утвержден паспорт регионального проекта Чувашской Республики «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» и паспорт регионального проекта Чувашской Республики «Чистая страна».

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2018 №525 утверждена подпрограмма «Обращение с отходами, в т.ч. с твердыми коммунальными отходами, на территории Чувашской Республики» в составе  государственной программы Чувашской Республики «Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности».

Данной подпрограммой предусмотрено строительство 3-х мусороперегрузочных станций в Шумерлинском, Вурнарском, Батыревском районах в 2019-2021 г.г.

С 1 октября 2018 года в Чувашии начала действовать новая система обращения с твердыми коммунальными отходами, тогда же утвержден региональный оператор по обращению с отходами - ООО «МВК «Экоцентр» (далее – региональный оператор),  который отвечает за весь процесс обращения с отходами в республике.

За год работы регионального оператора количество контейнеров ТКО выросло более чем 10 000 шт., в т.ч. на территории г.г. Чебоксары, Новочебоксарск  установлен 61 контейнер для раздельного сбора ТКО (стекло, пластик, бумага, металл), заключены договоры с 11 подрядными организациями по транспортировке отходов, имеющими соответствующую лицензию, вывезено 2 млн. 800 тыс. м3 ТКО на 13 лицензированных объектов размещения отходов. Региональный оператор и  организации - перевозчики имеют более 150 единиц спецтехники по  транспортированию отходов.     

Из бюджета Чувашской Республики на приобретение новых контейнеров ТКО израсходовано порядка 87 млн. рублей, обустроено 3,5  тыс. контейнерных площадок.

На территории Чувашской Республики идёт реализация пилотного проекта перехода на раздельный механизированный сбор ТКО.  

Контейнеры для раздельного сбора ТКО расположены в МКР «Новый город», МКР «Университет», в парке им. Николаева и в парке «Амазония» в г. Чебоксары, в г. Новочебоксарске.

Вопросы улучшения санитарно - эпидемиологической обстановки в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Чувашской Республики в 2018 - 2019 г.г. рассматривались:

На заседании коллегии Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии;

На заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий при администрациях муниципальных районов и городских округов;

На заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации г. Шумерля «О мерах по ликвидации горения  на санкционированной свалке МУП «Коммунальник»;

На совещаниях у Главного федерального инспектора по Чувашской Республике  по вопросам «О результатах контрольно-надзорной деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами  за 2018 г. и 2 мес. 2019 г.», «О взаимодействии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, местного самоуправления, экспертных и общественных организаций по вопросам перехода и реализации в регионах округа новой системы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, а также по вопросам ликвидации объектов накопленного экологического ущерба и несанкционированных свалок»; «О реализации  паспорта регионального проекта Чувашской Республики «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (в рамках полномочий  Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии);

На выездных совещаниях с ГФИ по Чувашской Республике о результатах контрольно-надзорной деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в 2019 г. в Янтиковском, Ибресинском районах;

На совещании при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по отдельным вопросам социально-экономического развития Чувашской Республики с учетом реализации приоритетов, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года» по вопросу «Переход на новую систему обращения с отходами и ликвидация  накопленного экологического вреда»;

На координационном совещании при полномочном представителе Президента  Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по вопросу «О реализации территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации мер, направленных на реализацию основных положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года»;

На оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по декриминализации сферы обращения с отходами».

В работе  «Круглого стола» на тему «О состоянии работы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Чувашской Республике».

На межведомственном совещании по вопросу исполнения законодательства об обращении с отходами  26.06.2019 в Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуре.

На совещании в Минприроды Чувашии.

На совещаниях с главами администраций муниципальных районов и городских округов, с руководителями предприятий, организаций, главами сельских  поселений.

В целях соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории республики, Чувашская республиканская санитарно-противоэпидемическая комиссия решает:

  1. Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики рекомендовать:
    • Обеспечить выполнение мероприятий подпрограммы «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности»:

В части строительства мусороперегрузочных станций в Шумерлинском, Вурнарском, Батыревском районах.

Срок: до 2021 г.г.

В части проведения рекультивации санкционированных свалок ТКО в  Аликовском, Яльчикском районах и в г. Канаш Чувашской Республики.

Срок: до 2021 г.г.

В части проведения рекультивации санкционированных свалок ТКО Комсомольском, Мариинско-Посадском, Шемуршинском районах и в г. Ядрин Чувашской Республики.

Срок: до 2024 г.г.

  1. Органам местного самоуправления Чувашской Республики в соответствии с полномочиями:
  • Обеспечить участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Срок: постоянно.

  • Ликвидировать места несанкционированного складирования твердых  коммунальных отходов на территориях муниципальных образований.

Срок:  постоянно.

2.3. Не выдавать разрешения на строительство объектов капитального строительство на земельных участках, попадающих в границы СЗЗ объектов размещения отходов. 

  1. Организациям, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 класса опасности, обеспечить:

3.1. Выполнение требований санитарного законодательства при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов  1 - 4 класса опасности.

Срок: постоянно.

3.2. Получить решение об установлении СЗЗ, санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту СЗЗ для полигонов ТКО в соответствии с Постановлением №222.

Срок: до 01.01.2022.

3.3. Осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 класса опасности при наличии санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии.

Срок: постоянно.

3.3 Осуществление производственного лабораторного контроля за факторами среды обитания в зоне влияния объектов размещения отходов.

Срок: согласно утвержденным программам производственного контроля.

  1. Управлению Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии:

4.1. Обеспечить, в рамках полномочий, проведение комплекса мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов.

4.2.Подготовить предложения (при их наличии) в проект скорректированной территориальной схемы  обращения с отходами на территории Чувашской Республики  и направить их в Минприроды Чувашии.

Срок: до 08.11.2019.

4.3. Обеспечить совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики проведение контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических и экологических требований при  реализации  скорректированной  Территориальной схемы по обращению с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Чувашской Республики.

  1. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии и Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

 

 

 

Председатель Чувашской республиканской

санитарно-противоэпидемической комиссии                                               В.Н. Викторов