Информатизация в системе здравоохранения Чувашской Республики

В 2012 году создана Республиканская медицинская информационная система (РМИС), объединяющая все медицинские организации и построенная на принципах стандартизации и унификации использования информационных технологий, обеспечения информационной безопасности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. РМИС интегрирована с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ). Интеграция РМИС с ЕГИСЗ обеспечила возможность использования в своей деятельности всеми медицинскими организациями республики медицинских информационных подсистем (электронная медицинская карта, централизованный архив медицинских изображений и т.д.), подсистем медицинского сервиса (запись на прием к врачу и лабораторные исследования, управление госпитализацией, управление скорой медицинской помощью), а также управленческих подсистем (система управления кадрами,  материально-техническим обеспечением и т.д.). Внедрены типовые информационные системы, автоматизирующие бухгалтерский и кадровый учет, ведение утвержденной учетной документации, формирование отчетных форм государственного федерального статистического наблюдения по здравоохранению, обеспечивающие автоматизацию взаиморасчетов в системе обязательного медицинского страхования и проведения медико-экономической экспертизы. 1 июля 2015 года подписано Соглашение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о взаимодействии в сфере развития Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2015-2018 гг. (ЕГИСЗ). Утвержден План мероприятий («дорожная карта») по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в 2015-2018 гг. в Чувашской Республике. В медицинских организациях Чувашской Республики утверждены Планы мероприятий («дорожные карты») по развитию компонентов РМИС.  Реализация Планов мероприятий медицинских организаций предполагает выполнение следующих групп мероприятий по развитию ЕГИСЗ, как инфраструктурное обеспечение развития, так и прикладное программное обеспечение развития системы.

В настоящее время в Чувашской Республике работает 63 медицинские организации, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Чувашской Республики. Из них в системе обязательного медицинского страхования работают 47 медицинских организаций, в том числе: поликлинических подразделений 46, стационарных подразделений 39. Автоматизировано 7 320 (100%) рабочих мест медицинских работников. К региональной защищенной сети передачи данных по волоконно-оптическим линиям связи подключено 428 структурных подразделений (100% от общего количества).

Работы по подключению медицинских организаций в Чувашской Республике к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), начатые в 2012 г. в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2013 гг., утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г. № 29, продолжены в рамках приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий», утвержденного протокольным решением Совета при Главе Чувашской Республики по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 28 декабря 2016 г. № 2.

Медицинские организации, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Чувашской Республики, подключены к сети «Интернет». Провайдером предоставления услуг является ПАО «Ростелеком», пропускная способность составляет 100 Мб.

В целях реализации Поручения Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № Пр-2346 о подключении  в 2017-2018 годах больниц и поликлиник к скоростному Интернету, сформирован перечень медицинских организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Чувашской Республики, в структурных подразделениях в которых отсутствует подключение к сети «Интернет» по волоконно-оптическим линиям связи. Во исполнение Поручения Президента России подключены все 37 структурных подразделений медицинских организаций, запланированные на 2017 г., на 2018 год запланировано подключение 115 структурных подразделений.

Внедрение подсистемы Республиканской медицинской информационной системы «Электронная медицинская карта» в 43 медицинских организациях обеспечило ведение электронных медицинских карт, а также автоматизацию всех ключевых диагностических и лечебных процессов, включая автоматизацию работы регистратуры. Подсистема позволяет вести амбулаторную и стационарную карту пациента, выписывать направления, получать результаты лабораторных и инструментальных исследований, оформлять различные виды медицинских справок, этапный эпикриз, выписки из медицинской карты, электронные листы нетрудоспособности.

Создано 1 235 тыс. уникальных электронных медицинских карт, что составляет 100% от населения республики.

36 медицинских организаций (стационаров) передают эпикриз стационара в федеральную подсистему «Интегрированной электронной медицинской карты».

Запись на прием к врачу с 2008 года осуществляется в подсистеме РМИС «Электронная регистратура». Записаться возможно через единый телефонный номер call-центра, на сайте Медицинского портала «Здоровая Чувашия», а также обратившись в регистратуру поликлиники. Электронная регистратура публикует расписание врачей медицинских организаций, ведущих амбулаторно-поликлинический приём (включая стоматологические поликлиники, диспансеры), всего 82 регистратуры.

С февраля 2018 года появиться возможность записаться на прием к врачу в подсистеме РМИС «Электронная регистратура» гражданам, зарегистрированным на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ), т.е. прошедшим авторизацию в Единой системе идентификации и аутентификации.

С момента запуска системы, по сегодняшний день в подсистеме РМИС «Электронная регистратура» записано к врачам порядка 18 млн. жителей республики. Из них более 4,5 млн. записей совершено через сети общего пользования «Интернет».

В республике успешно реализуется проект «Совершенствование процессов организации медицинской  помощи на основе внедрения информационных технологий». Целью Приоритетного проекта является повышение эффективности организации оказания медицинской помощи гражданам за счет внедрения информационных технологий, мониторинга возможности записи на прием к врачу, перехода к ведению медицинской документации в электронном виде. Одним из основных направлений Приоритетного проекта является создание Личного кабинета «Мое здоровье» на ЕПГУ. Реализация Личного кабинета пациента «Мое здоровье» на ЕПГУ осуществляется на основе ведения электронных медицинских карт, в которой храниться полная информация об оказанной медицинской помощи пациентам, и передача части сведений в федеральную систему «Интегрированная электронная медицинская карта». В Личном кабинете «Мое здоровье» появилась возможность записать на прием к врачу, получить информацию об оказанной медицинской помощи,   получить сведения о прикреплении к медицинской организации.

Эффективное лечение подразумевает персонифицированный учет лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.

Основная цель персонифицированного учета -  рациональное и адресное использование средств обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий, направленных на улучшение качества медицинской помощи, а также полный и детальный учет поступления лекарственных препаратов  и изделий медицинского назначения на всех уровнях их  использования.

С 2012 года подсистема «Персонифицированный учет лекарственных препаратов» функционирует в 43  медицинских организациях Чувашской Республики, подключены около пяти тысяч пользователей.

Подсистема  «Персонифицированный учет лекарственных препаратов» победила на Всероссийском конкурсе проектов региональной информатизации «ПРОФ-IT».

В Чувашской Республике функционируют 5 централизованных клинико-диагностических лабораторий (ЦКДЛ). 45 медицинских организаций подключены к сервисам ЦКДЛ. Произведена интеграция с РМИС в части оформления электронного направления и получения результатов исследований в электронную медицинскую карту.

В целях обеспечения населения качественной и своевременной скорой медицинской помощью независимо от территориальной расположенности пациента во всех станциях и отделениях скорой медицинской помощи внедрена Единая автоматизированная система управления службы «03» с единым центром мониторинга в режиме on-line.

Весь санитарный транспорт службы «03» оснащен бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств. Во всех  станциях и отделениях скорой медицинской помощи установлено навигационно-информационное оборудование  для мониторинга и управления санитарным автотранспортом. Программный комплекс «АСУ 03» интегрирован с РМИС в части передачи информации о неотложных вызовах в поликлиники республики.

Реализовано проведение телемедицинских консультаций федерального уровня на базе Республиканского клинического онкологического диспансера Минздрава Чувашии с Российским онкологическим научным центром  им. Н. Н. Блохина. 

63 медицинские организации (юридические лица) республики оказывают телемедицинские услуги с помощью ведомственной системы проведения ВКС, конференций.

В период с октября по ноябрь 2017 г. республика участвовала в проведении технической апробации работы подсистемы «Телемедицинские консультации» Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

В рамках реализации проекта «Республиканская система телемедицинских консультаций» реализуется проект «Центральный архив медицинских изображений». Все инструментальные исследования, описания и протоколы поступают в Центральный архив медицинских изображений, расположенный в Республиканском центре обработки данных. Вся необходимая информация автоматически прикрепляется по ID пациента (СНИЛС или ЕНП) к Электронной медицинской карте.

С января 2016 года осуществляется обмен выписками из индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида или ребенка инвалида между медицинскими организациями Чувашской Республики и ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике – Чувашии» Министерства труда России в электронном виде. Разработана информационная система «ИПРА» и интегрирована с Республиканской медицинской информационной системой. 

С 2009 года в республике функционирует Медицинский портал Чувашской Республики. Организация работы Медицинского портала Чувашской Республики позволила создать единую «точку входа» для населения и медицинских работников в целях получения объективной информации о деятельности отрасли здравоохранения, обеспечить «прозрачность» работы учреждений здравоохранения для граждан, возможность обмена опытом и общения в профессиональной среде медицинских работников, организации доступа в медицинские социальные сети.

Внедрение информационных технологий в Чувашской Республике позволило добиться единого высокого стандарта качества медицинской помощи, обеспечение общедоступности медицинского обслуживания населения и эффективной реализации национальных проектов и государственных программ.