Телемедицина в Чувашской Республике
Деятельность телемедицинской системы Чувашской Республики организована во исполнение Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации (утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук от 27.08.2001 г. №344/76) в рамках приказа Министерства здравоохранения Чувашской Республики от 7 сентября 2017 года № 1188 «О совершенствовании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в Чувашской Республике».
Рисунок 1
Схема организации телемедицинской системы
в Чувашской Республике
Телемедицинские пункты на базе медицинских организаций выполняют следующие функции:
- организация консультирования пациентов, в том числе экстренного, ведущими специалистами медицинских организаций, главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Чувашской Республики с целью уточнения диагноза, коррекции лечебно-диагностических мероприятий, дальнейшей тактики ведения пациента;
- формирование медицинских заключений на основании проведенных ТМК (консилиумов); при наличии медицинских показаний для оказания пациенту специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и необходимости дальнейшего лечения выдается направление на очную консультацию и/или лечение в условиях медицинских организаций клинического уровня, специализированных центров и специализированных отделений медицинских организаций по соответствующему профилю медицинской помощи;
- консультирование пациентов, в том числе экстренное, специалистами межрайонных центров с целью уточнения предварительного диагноза, выбора тактики лечения и ведения пациента, при необходимости – решения вопросов о направлении пациента для очной консультации и/или лечения в межрайонных центрах и/или медицинских организациях клинического уровня, специализированных центрах и специализированных отделениях медицинских организаций по соответствующему профилю медицинской помощи;
- обеспечение технических условий для проведения «кустовых» совещаний, обучающих семинаров;
- обеспечение работоспособности оборудования, необходимого для организации телемедицинских консультаций;
- организационно-методическая работа с врачами, главными врачами медицинских организаций по вопросам эффективного внедрения телемедицинских технологий и направления пациентов на телемедицинскую консультацию;
- участие в конференциях, семинарах, взаимодействие с телемедицинскими центрами, других субъектов Российской Федерации, ведение учетно-отчетной документации.
Реализовано проведение телемедицинских консультаций федерального уровня на базе Республиканского клинического онкологического диспансера Минздрава Чувашии с Российским онкологическим научным центром им. Н. Н. Блохина.
63 медицинские организации (юридические лица) республики оказывают телемедицинские услуги с помощью ведомственной системы проведения ВКС, конференций.
Показания для проведения телемедицинской консультации
- Консультации пациентов в клинически сложных случаях на различных этапах оказания медицинской помощи.
- Экстренные консультации пациентов, находящихся в крайне тяжелом и критическом состоянии.
- Консультации в процессе оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
- Догоспитальное консультирование пациентов для уточнения предварительного диагноза (метода лечения) и решения вопроса о месте и сроках предстоящего лечения.
- Оперативная оценка состояния пострадавших в авариях и катастрофах.
- Определение методов диагностики и тактики лечения в редких, тяжелых или атипично протекающих заболеваниях.
- Отсутствие необходимого специалиста или достаточного клинического опыта для диагностики и лечения заболевания.
- Необходимость выполнения нового или редкого вида хирургического вмешательства.
- Предварительное уточнение диагноза, метода специализированного лечения, определение медицинской организации для неотложного и планового лечения пациента,догоспитальное решения (согласование) вопроса о месте и сроках предстоящего лечения.
- Сомнения лечащего врача в правильности поставленного диагноза или метода лечения.
- Оперативное решение вопроса о переводе пациента в медицинскую организацию вышестоящего уровня.
- Географическая удаленность отдельных специалистов, которым необходимо проконсультировать пациента в ходе обследования.
- Поиск альтернативных путей решения клинической задачи.
- Получение дополнительных знаний и умений по данной клинической проблеме.