О ходе реализации на территории Чувашской Республики приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в 2019 году.

С 2019 г. приоритетный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» получил статус одного из составляющих федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и стал частью национального проекта «Здравоохранение».

Основные ожидаемые эффекты проекта это превышение объемов профилактики над лечением, повышение качества и продолжительности здоровой жизни, позитивное отношение граждан к государственной системе здравоохранения.

Бережливое производство работает не с сокращением расходов, что могло бы привести к снижению качества продукции, а с сокращением потерь, которые есть на каждом рабочем месте. Такой подход позволяет повысить качество производимой продукции и услуг, обеспечить рост производительности труда и уровня мотивации персонала.

Бережливое производство - представляет собой подход к управлению организацией, направленный на повышение качества работы за счет сокращения потерь. В любой организации потенциально может быть большое количество потерь, приводящих к снижению эффективности работы. Эти потери представляют собой действия, не приносящие ценности конечному потребителю - пациенту.

В реализацию проекта начиная с 2018 года включено 18 поликлиник в 10 учреждениях здравоохранения Чувашской Республики (9 взрослых, 9 детских):

БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздрава Чувашии – 3 взрослые поликлиники;

БУ «Новочебоксарская городская больница» Минздрава Чувашии – 2 взрослые поликлиники;

БУ «Городская детская больница № 3» Минздрава Чувашии– 2 детские поликлиники;

БУ  «Городская детская больница № 2» Минздрава Чувашии – 2 детские поликлиники;

БУ  «Городская детская больница № 1» Минздрава Чувашии – 1 детская поликлиника;

БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздрава Чувашии – 1 взрослая поликлиника, 1 детская поликлиника;

БУ «Новочебоксарский медицинский центр» Минздрава Чувашии – 1 детская поликлиника;

БУ «Мариинско-Посадская ЦРБ» Минздрава Чувашии – 1 взрослая поликлиника, 1 детская поликлиника;

БУ «Первая Чебоксарская городская больница имени П.Н. Осипова» Минздрава Чувашии – 1 взрослая поликлиника;

БУ «ЦРБ Алатырского района» Минздрава Чувашии – 1 взрослая поликлиника.

В 2019 году к Проекту присоединились дополнительно 4 поликлиники:

БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздрава Чувашии – 1 детская поликлиника;

БУ «Батыревская центральная районная больница» Минздрава Чувашии;

БУ «Ядринская центральная районная больница им. К.В. Волкова» Минздрава Чувашии;

БУ «ЦРБ Алатырского района» Минздрава Чувашии – 1 детская поликлиника.

При выборе медицинских организаций для включения в проект основными критериями явились частично реализованные и внедренные в предыдущие годы направления по повышению качества и доступности амбулаторно-поликлинической помощи, такие как открытая регистратура, электронная запись на прием, комфортная и доступная среда, а также включение в план проведения в 2019 году ремонтных работ в поликлиниках.

Во всех учреждениях здравоохранения, участвующих в реализации Проекта созданы рабочие группы, утверждены графики работ рабочих групп. Выбраны к реализации в течении 2019 года не менее 3 направлений (проектов) в каждой поликлинике для улучшения.

Реализация федерального проекта запланирована на 2019-2024 годы. Основной задачей Проекта является повышение удовлетворенности пациентов поликлиник с 45,7% до 70% к 2022 году в 100% учреждений здравоохранения Чувашской Республики.

В 2019г. Министерством здравоохранения РФ совместно с Центром организации первичной медико-санитарной помощи разработаны методические рекомендации для реализации проектов по улучшению с использованием методов бережливого производства в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

Основной посыл проекта в 2019 году отойти от реализации отдельных проектов, к целостной системе с едиными подходами в организации оказания медицинской помощи.

Разработаны 9 блоков, которые отражают основные направления деятельности поликлиник, в соответствии с которыми должны быть выбраны направления для улучшения.

Потоки пациентов - это упорядочение потоков пациентов и минимизация их пересечений – основа повышения доступности медицинской помощи.

Качество пространства – это создание комфортной среды и доступной навигации – повышение удовлетворённости пациентов условиями пребывания в поликлинике.

Рациональная организация рабочих мест по истеме 5S повышает качество оказываемых пациенту услуг.

Управление запасами. Предотвращение и устранение потерь из-за избыточных запасов позволяет рационально использовать ресурсы поликлиники.

Стандартизация процессов. Фиксация лучшего опыта, полученного при реализации проектов. Снижаются риски возникновения ошибок при выполнении процедур, манипуляций, стандарты пересматриваются, обновляются в соответствии с внедренными современными методиками.

Показатель качества медицинской помощи - это количество и сумма штрафов, удержаний, снятий, взысканных страховыми медицинскими организациями по результатам медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. Целевое значение: снижение показателей не менее чем на 5% ежегодно. Показатель исчисляется количеством (суммой) штрафов на 100 запрошенных страховыми медицинскими организациями медицинских карт ежемесячно.

Доступность первичной медицинской помощи. Повышение приверженности пациентов к лечению и профилактическим мероприятиям, а также увеличение пациентопотока по предварительной записи без очного обращения в регистратуру.

Вовлеченность персонала в улучшение процессов. Особенно это вовлеченность руководителей медицинских организаций и их заместителей во внедрение бережливых технологий. В бережливом производстве важно внимание первого лица на предприятии. Если первое лицо озабочено внедрением бережливого производства – результат будет, если не заинтересовано – это пустая трата времени.

Формирование системы управления. Визуальное управление процессами, через инфоцентры.

Эффективность использования оборудования. Достижение совершенного производства без поломок, остановок, брака и несчастных случаев.

В настоящее время в Чувашской Республике в единой информационной системе работает 55 медицинских организаций, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Чувашской Республики. Автоматизировано более 10 тыс. (100%) рабочих мест медицинских работников в  медицинских организациях. К региональной защищенной сети передачи данных подключено 329 структурных подразделений (100% от общего количества).

            По состоянию на 01.08.2019 реализация проекта в вышеперечисленных поликлиниках осуществляется в соответствии с паспортами проектов.

            Результаты проведенных мероприятий по оптимизации процессов оказания медицинской помощи за период 2018 – 1 полугодие 2019 года.

            Время ожидания в очереди в регистратуру уменьшилось в 2,3 раза.

            Количество пациентов, ожидающих очередь в регистратуру, уменьшилось на 4,4 %.

            Количество жалоб на работу регистратуры  уменьшилось на 70 %.

            Время ожидания у кабинетов приема уменьшилось в 4 раза.

            Время общения врача с пациентом увеличилось в 1,7 раза.

            Число жалоб на недоступность оказания медицинской помощи участковым врачом снизилось на 40 %.

            Продолжительность случая прохождения диспансеризации уменьшилась в 2,3 раза. 

            Число посещений поликлиники при прохождении диспансеризации уменьшилось до 2 посещений.

            Удовлетворенность прохождением профилактического осмотра в детской поликлинике по опросам СМО выросла в 1,3 раза.

            Дальнейшие цели проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» в Чувашской Республике:

            завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения;

           обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;

         обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год; оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу.