Приказ Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 г. № 534 «О мерах по совершенствованию организации нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 534
"О мерах по совершенствованию организации нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы"

 

В целях совершенствования нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы приказываю:

  1. Утвердить:

1.1. Порядок оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы согласно приложению N 1.

1.2. Положение об организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения согласно приложению N 2.

1.3. Положение об организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению N 3.

1.4. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению N 4.

1.5. Примерный перечень оборудования для оснащения центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней нейрореабилитации согласно приложению N 5.

  1. Организационно-методическое руководство по совершенствованию нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы возложить на Научно-методический центр патологии речи и нейрореабилитации Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
  2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федераций В.И. Стародубова.

 

Министр

М.Ю. Зурабов

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2005 г.

Регистрационный N 6966

 

Приложение N 1
к
приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 22 августа 2005 г. N 534

 

Порядок
оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы

 

  1. Настоящий Порядок регламентирует основные положения оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы.
  2. Оказание нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы начинает осуществляться в реанимационных отделениях или в палатах интенсивной терапии.

При стабилизации жизненно важных функций и выхода из коматозного состояния пациенты переводятся из реанимационного отделения или блока интенсивной терапии в неврологическое, нейрохирургическое, реабилитационное отделения, в которых при благоприятном прогнозе определяются в палаты ранней нейрореабилитации для оказания ранних нейрореабилитационных мероприятий.

Показаниями для перевода больных в палаты ранней нейрореабилитации являются: нарушения глотания, выраженные нарушения двигательных и высших психических функций, в том числе речи, с благоприятным прогнозом; ясное сознание с уровнем бодрствования достаточным для выполнения инструкций; отсутствие выраженных психических расстройств.

  1. Палаты ранней нейрореабилитации осуществляют деятельность по:

- профилактике тяжелых последствий инсульта и черепно-мозговой травмы и проведению восстановительных мероприятий больным с выраженными нарушениями двигательных и высших психических функций в максимально ранние сроки. При этом в неврологических, нейрохирургических и реабилитационных отделениях, в которых создаются палаты ранней нейрореабилитации, устанавливается дополнительная численность медицинского и другого персонала (инструктор по лечебной физкультуре, медицинский психолог и логопед);

- проведению комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических и медико-социальных мероприятий, включающих медикаментозное лечение, физиотерапию, лечебную физкультуру и массаж, систематическую работу по стабилизации функции дыхания, восстановлению глотания, нарушенных когнитивных функций (внимания, восприятия, памяти, праксиса и гнозиса). При необходимости используются приемы растормаживания речи с помощью средств невербальной коммуникации.

  1. Палаты ранней нейрореабилитации комплектуются оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.
  2. При наличии реабилитационного отделения в составе лечебно-профилактического учреждения больные переводятся из неврологического, нейрохирургического отделений в палаты нейрореабилитации этого отделения.
  3. Больные со стойкими нарушениями речи и других высших психических функций, нарушениями опорно-двигательного аппарата из вышеуказанных отделений могут быть направлены в отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации: стационар на дому, стационар с круглосуточным пребыванием, дневной стационар.
  4. В амбулаторно-поликлинических условиях нейрореабилитация осуществляется по показаниям в специализированных кабинетах территориальных поликлиник, поликлиник восстановительного лечения, психоневрологических диспансерах, врачебно-физкультурных диспансерах по месту жительства.
  5. Больные с хорошим восстановлением функций после проведения лечения и нейрореабилитации на других этапах заболевания для закрепления положительных результатов могут быть направлены в санаторий, далее проводится динамическое наблюдение пациентов врачом-неврологом территориальной поликлиники.

 

Приложение N 2
к
приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 22 августа 2005 г. N 534

 

Положение
об организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения

 

  1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения.
  2. Отделение патологии речи и нейрореабилитации (далее - Отделение) создается на базе лечебно-профилактического учреждения: республиканской (краевой, окружной, областной) или другой многопрофильной больницы и является его структурным подразделением.
  3. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создано Отделение.
  4. Структура и штатная численность медицинского и другого персонала Отделения утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого оно создается.
  5. Отделение осуществляет следующие функции:

- проведение интенсивных комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных мероприятий в целях достижения стабилизации состояния больного и положительной динамики восстановления двигательных, высших психических функций, в том числе речи, развитию и закреплению навыков самообслуживания, профилактики тяжелых осложнений последствий инсульта и черепно-мозговой травмы;

- обеспечение курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия, психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации;

- внедрение в практику современных лечебно-диагностических технологий на основе последних научно-технических достижений, а также передового опыта аналогичных учреждений, в том числе в области информатизации.

  1. В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации Центра патологии речи и нейрореабилитации на Отделение могут быть возложены функции указанного Центра.
  2. Отделение ведет необходимую учетную и отчетную документацию и представляет отчет о деятельности в установленном порядке.
  3. Отделение комплектуется оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.

 

Приложение N 3
к
приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 22 августа 2005 г. N 534

 

Положение
об организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации

 

  1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации.
  2. Центр патологии речи и нейрореабилитации (далее - Центр) создается органом управления здравоохранением как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение или на базе республиканской (краевой, окружной, областной) больницы и является ее структурным подразделением.
  3. Создание Центров, их число и мощность определяется с учетом особенностей и потребностей субъектов Российской Федерации.
  4. Центр возглавляет руководитель (директор, главный врач), который назначается на должность и освобождается от должности органом управления здравоохранением или руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создается Центр.
  5. Структура и штаты медицинского и другого персонала Центра устанавливаются его руководителем в соответствии со штатными нормативами.
  6. При организации Центра в составе лечебно-профилактического учреждения, структура и штаты медицинского и другого персонала Центра определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от конкретных условий и потребности обеспечения деятельности Центра.
  7. Центр осуществляет следующие функции:

- оказание комплексной диагностической помощи больным (детям, подросткам и взрослым) с нарушениями высших психических функций, в том числе речи, нарушениями коммуникации и общения, с сопутствующими двигательными, соматическими, неврологическими и психическими расстройствами, возникшими в результате перенесенного инсульта и черепно-мозговой травмы, а также медицинской, медико-психологической, медико-педагогической, медико-социальной нейрореабилитационной помощи;

- определение оптимальных объемов медицинских, медико-психологических и медико-педагогических мероприятий;

- составление и обеспечение программ курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальных и групповых логопедических занятий, психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации;

- апробация и внедрение в практику современных методов диагностического обследования нарушенных функций больного, в том числе медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных аспектов нейрореабилитации, медицинских технологий лечения и нейрореабилитации, а также диагностической и лечебной аппаратуры;

- осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;

- организация диспансерного наблюдения за больными, прошедшими нейрореабилитацию;

- обеспечение организационно-методического руководства специализированной нейрореабилитационной, нейропсихологической и логопедической службами в регионах с целью проведения эпидемиологических исследований и обеспечения поэтапного восстановительного лечения больных;

- осуществление статистического мониторинга и анализа результатов лечения и нейрореабилитации пострадавших во время военных действий, террористических актов, катастроф, насилия;

- формирование банка данных о больных, нуждающихся в лечении и организации поэтапной нейрореабилитации;

- проведение работ по повышению профессиональной подготовки специалистов по вопросам нейрореабилитации;

- ведение учетной и отчетной медицинской документации и представление отчета о деятельности Центра в установленном порядке;

- разработка методических рекомендаций, дидактических пособий, учебных аудио-, кино- и видеопрограмм.

  1. Лечение и нейрореабилитация больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы в Центре осуществляется на основании заключения комиссии по отбору больных, создаваемой в Центре и возглавляемой главным врачом. В состав комиссии входят заместители главного врача, заведующие отделений, ведущие специалисты Центра.
  2. Комиссия по отбору больных оценивает состояние больного и с учетом показаний и противопоказаний направляет его в одно из отделений Центра или дает рекомендации по его нейрореабилитации в других медицинских учреждениях специализированной нейрореабилитационной, нейропсихологической и логопедической служб (кабинеты в поликлиниках по месту жительства, врачебно-физкультурных диспансерах, психоневрологических диспансерах, поликлиниках восстановительного лечения, санаториях).
  3. Центр оснащается оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.
  4. Рекомендуемая структура Центра:

- консультативно-диагностическое отделение;

- отделение функциональной диагностики;

- стационар с круглосуточным пребыванием больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;

- стационар на дому для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;

- дневной стационар для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;

- дневной стационар для больных с нарушениями общения и коммуникаций (логоневроз);

- амбулаторно-стационарный комплекс для детей и подростков:

- консультативно-диагностическое отделение;

- дневной стационар;

- стационар с круглосуточным пребыванием;

- фониатрическое отделение;

- отделение ЛФК и массажа;

- отделение по восстановлению бытовых и трудовых навыков;

- отделение клинической психологии;

- физиотерапевтическое отделение;

- организационно-методический отдел.

 

Приложение N 4
к
приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 22 августа 2005 г. N 534

 

Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации

 

I. Врачебный персонал:

Врач-невролог

из расчета 1 должность на 20 коек

Врач-психотерапевт

из расчета 1 должность на 15 коек

Врач-физиотерапевт

из расчета 1 должность в учреждении (отделении)

Врач-психиатр

из расчета 1 должность на 25 коек

Врач-терапевт

из расчета 1 должность на 40 коек

Врач по лечебной физкультуре

в зависимости от объема работы

Врач-рефлексотерапевт

в зависимости от объема работы

Врач функциональной диагностики

в зависимости от объема работы

Врач-отоларинголог

в зависимости от объема работы

При наличии детского отделения:

 

Врач-педиатр

из расчета 1 должность на 20 коек

Заведующий отделением

в отделении на 40 коек вместо 0,5 ставки врача

 

в отделении на 40 и более коек - сверх должностей врачей

II. Средний медицинский персонал

Медицинская сестра палатная

из расчета 1 круглосуточный пост на 20 коек

Медицинская сестра процедурной

из расчета 1 должность на отделение (дневной стационар)

Инструктор по лечебной физкультуре

из расчета 1 должность на 12 коек

Медицинская сестра по массажу

из расчета 1 должность на 12 коек

Инструктор по трудовой терапии

из расчета 1 должность на 30 коек

Старшая медицинская сестра

соответственно должностям заведующих отделениями

III. Младший медицинский персонал

Младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитарка

из расчета 1 круглосуточный пост на 25 коек

Санитарка (буфетчица)

из расчета 1 должность на 25 коек

Санитарка (ваннщица)

в отделениях до 20 коек - 1 должность, в отделениях свыше 20 коек - 2 должности

Сестра-хозяйка

из расчета 1 должность на 1 отделение

IV. Другой персонал

Медицинский психолог

из расчета 1 должность на 20 коек

Инструктор-методист по лечебной физкультуре

в зависимости от объема работы

Инструктор по труду

в зависимости от объема работы

для взрослых пациентов:

Логопед (дефектолог)

- при индивидуальной работе с больным - 1,5 посещения в час

 

- при работе с больным на дому - 1 посещение в час

 

- при проведении групповых логопедических занятий - 8 - 10 посещений в 1,5 часа

 

для детей:

 

- при индивидуальной работе - 1,5 посещения в час

 

- при индивидуальной работе при легких нарушениях речи - 4 посещения в час

 

- при проведении групповых занятий 5 - 8 посещений в час в зависимости от тяжести нарушений

Музыкальный руководитель

из расчета 1 должность в учреждении (отделении)

Социальный работник

из расчета 1 должность на 20 коек

Младший воспитатель

в зависимости от объема работы

Оператор ЭВМ

1 должность на учреждение (отделение)

 

Приложение N 5
к
приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 22 августа 2005 г. N 534

 

Примерный перечень
оборудования для оснащения центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней нейрореабилитации

 

1. Примерный перечень оборудования для оснащения центров патологии речи и нейрореабилитации (для детских центров - с учетом специфики детского возраста)

 

N п/п

Наименование оборудования

Минимально необходимое количество

Оборудование для отделения функциональной диагностики

1.

Энцефалограф многоканальный с картированием

2

2.

Электрокардиограф

1

3.

Аппарат для ультразвуковой диагностики

1

4.

Аппарат для ультразвуковой диагностики сосудов (допплерография, дуплексное сканирование)

1

5.

Реоэнцефалограф

1

6.

Электромиограф с программой исследования вызванных потенциалов

1

7.

Комплекс для транскорниальной магнитной стимуляции

1

8.

Аппараты для мониторинга артериального давления

5

9.

Компьютерный томограф

1

Оборудование для отделения лечебной физкультуры и массажа

1.

Стол для кинезотерапии и массажа

3

2.

Маты напольные

3

3.

Гимнастические снаряды и устройства (мячи разного размера, веса, фактуры, гимнастические палки, булавы, гантели, ортезы)

 

4.

"Шведская стенка"

1

5.

Параллельные брусья и ступеньки для обучения ходьбе

 

6.

Тренажеры для восстановления движений в конечностях (степперы, тредбаны, велотренажеры)

5

7.

Психофизиологические комплексы для тренинга с биологически обратной связью, в том числе компьютерная стабилометрия

3

8.

Программно-аппаратный комплекс анализа движений "Биомеханика"

1

9.

Рефлекторно-нагрузочные устройства типа "Гравистат"

15

Оборудование для физиотерапевтического отделения

1.

Аппараты для гальванизации

2

2.

Парафинонагреватели для озокерито-, парафинолечения

1

3.

Комплекс для гидротерапии

2

4.

Аппарат типа "Амплипульс"

1

5.

Аппарат ультразвуковой терапии

1

6.

Аппарат для лазеротерапии

1

7.

Аппарат типа "Миоритм"

1

8.

Аппарат типа "Искра"

1

Оборудование для логопедического кабинета

1.

Магнитофон

1

2.

Диктофон

1

3.

Метроном

1

4.

Зеркала

2

5.

Персональные компьютеры с программами восстановления высших психических функций, в том числе речи

1

6.

Тонометр

1

7.

Набор логопедических зондов и шпателей

1

8.

Видеомагнитофон

1

9.

Видеокамера

1

10.

Оборудование для проведения музыкальных занятий (пианелла, караоке, музыкальные инструменты и пр.)

 

Методические пособия

1.

Схемы нейропсихологического обследования высших психических функций, альбомы для диагностики

 

2.

Наглядно-дидактический материал - наборы специальных таблиц, текстов, обучающих игр

 

3.

Учебно-методическая литература для пациентов - сборники упражнений, книги для чтения, рабочие тетради

 

Оборудование для кабинетов социально бытовой, трудовой реабилитации

1.

Специализированные стенды для социально-бытовой реабилитации

 

2.

Предметы бытового обихода для больных с нарушениями двигательных функций

 

3.

Приспособления и инструменты для выработки навыков трудовой деятельности

 

4.

Специальные пособия и материалы для восстановления мелких целенаправленных движений рук

 

5.

Наборы приспособлений и оборудования для проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и пр.)

 

6.

Персональные компьютеры с игровыми программами

2

Оборудование для фониатрического отделения

1.

Многофункциональное рабочее место фониатра-отоларинголога, укомплектованное для диагностики и лечения с ларингоскопическим набором

1 компл.

2.

Оборудование для аудиометрии

1

компл.

3.

Видеоларингостробоскоп

1

4.

Комплекс нейромышечной электрофонопедической стимуляции для диагностики, лечения и профилактики нарушений глотания, речи и голоса - вокаСТИМ

1

5.

Персональные компьютеры с программами для восстановления голоса

 

6.

Магнитофон

1

7.

Диктофон

1

8.

Видеомагнитофон

1

9.

Видеокамера

1

 

2. Примерный перечень оборудования для оснащения отделений патологии речи и нейрореабилитации, палат ранней нейрореабилитации (для детских отделений - с учетом специфики детского возраста)

 

N п/п

Наименование оборудования

Минимально необходимое количество

1.

Функциональные кровати

10

2.

Прикроватные функциональные кресла

10

3.

Столы для кинезотерапии, массажа

3

4.

"Шведская стенка"

1

5.

Набор ступенек для обучения ходьбе

1

6.

Ортезы

5

7.

Программно-аппаратный комплекс анализа движений "Биомеханика"

1

8.

Психофизиологический комплекс для тренинга с биологически обратной связью

1

Физиотерапевтическое оборудование

1.

Парафинонагреватель для теплолечения

1

2.

Приборы для гальванизации

2

3.

Аппарат "Амплипульс"

1

4.

Аппарат "Искра"

1

5.

Аппарат ультразвуковой терапии

1

6.

Аппарат типа "Миоритм"

1

7.

Аппараты для лазерной терапии

1

Оборудование для кабинетов социально-бытовой, трудовой реабилитации

1.

Специализированные стенды для социально-бытовой реабилитации

 

2.

Предметы бытового обихода для больных с нарушениями двигательных функций

 

3.

Приспособления и инструменты для выработки навыков трудовой деятельности

 

4.

Специальные пособия и материалы для восстановления мелких целенаправленных движений рук

 

5.

Наборы приспособлений и оборудования для проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и пр.)

 

6.

Персональные компьютеры с игровыми программами

2

Оборудование для логопедического кабинета

1.

Магнитофон кассетный

1

2.

Диктофон

1

3.

Метроном

1

4.

Зеркала

2

5.

Персональные компьютеры с программами восстановления высших психических функций, в том числе речи

1

6.

Тонометр

1

7.

Набор логопедических зондов и шпателей

1

8.

Видеомагнитофон

1

9.

Оборудование для проведения музыкальных занятий (пианелла, караоке, музыкальные инструменты (и пр.)

 

Методические пособия

1.

Схемы нейропсихологического обследования высших психических функций, альбомы

 

2.

Наглядно-дидактический материал - наборы специальных таблиц, текстов, обучающих игр

 

3.

Учебно-методическая литература для пациентов - сборники упражнений, книги для чтения, рабочие тетради

 

 

Приказ
534
22 августа 2005 года
30 октября 2020 года
Скачать rtf, 389,09 Kb
Поделиться