Министерство здравоохранения Чувашской Республики

В Чувашии реализуется проект «Школьная медицина»

С 2017 года в республике запущен проект «Школьная медицина». Модель школьной медицины - это та модель, которой предстоит стать, прежде всего, профилактической, так что ее создание идет на ресурсах профилактической педиатрии  в центрах здоровья, кабинетах здорового ребенка с одной стороны,  и в школьных медицинских блоках – с другой. 

Школьная медицина будет развиваться в двух направлениях. Первое – реформирование деятельности школьных врачей, чтобы медицинское сопровождение детей приносило реальные результаты оздоровления школьников.  Второе направление – это выстраивание самого учебного процесса так, чтобы  дети получали знания и навыки здорового образа жизни.    

По первому направлению пилотным проектом предусматривается работа по раннему выявлению заболеваний у школьников. В штат дошкольного и школьного педиатрического отделения детской поликлиники  будет введена должность врача по гигиене детей и подростков,  а также фельдшера, на смену которому в будущем придет специалист по школьной медицине (бакалавр).

Информация о результатах исследований, проведенных в медицинских школьных кабинетах, будет передаваться докторам в поликлинику. Они смогут ее использовать при проведении  регулярных профилактических осмотров детей, для направления учащихся по показаниям на лабораторные исследования, а также для назначения лечебно-оздоровительных мероприятий с целью коррекции нарушений здоровья и развития.

Будет выстроена структура оздоровления школьников без отрыва от учебного процесса. Для этого будут использоваться оздоровительно-реабилитационные школьные центры, отделения восстановительного лечения и дневные  стационары детских поликлиник, лагеря дневного пребывания, санаторно-курортные учреждения, физкультурно-спортивные комплексы.  

Работа по второму направлению начнется с уроков ОБЖ, на которых будут даваться знания о здоровом образе жизни, о симптомах опасных заболеваний и навыки первой помощи. К примеру, уже разработан полный учебный комплект, куда входят памятки с рекомендациями для родителей и  пособия для учителей.

Каждая школа должна стать «школой здоровья», центром здоровьесберегающего отношения к ребенку. Только так можно будет заниматься гигиеной и охраной здоровья школьников и подростков в масштабах школы, района, республики, страны. Такой подход позволит создать целостную систему по первичной и вторичной профилактике заболеваний у детей школьного возраста.

Чувашия начала апробацию проекта «Школьная медицина» по собственной инициативе.  Пилотными территориями по реализации определены БУ «Городская детская больница №1», БУ «Городская детская больница №2», БУ «Городская детская больница №3», БУ «Новочебоксарский медицинский центр», БУ «Чебоксарская РБ» Минздрава Чувашии, СОШ№ 59,17,28,1,61, гимназия №1 г. Чебоксары, СОШ №17 г. НЧБК, Кугеський лицей). Медицинские кабинеты этих школ будут оснащены  аппаратурой в соответствии со стандартом и подключены  к региональной медицинской информационной системе. В рамках проекта «Школьная медицина» продолжит укрепляться материально-техническая база стоматологических кабинетов школ. Там, помимо традиционного лечения кариеса,  будет налажена профессиональная гигиена полости рта и контроль за уровнем гигиены, местная фторпрофилактика и минерализация зубов. Кроме этого, в 28 школах предполагается оснащение пунктов охраны зрения детей.

Работа в таком направлении ведется уже несколько лет в СОШ №59 г. Чебоксары. В 2002 году в этой школе был открыт Медицинский реабилитационный центр, в котором предусмотрены кабинеты массажа, физиотерапии, охраны зрения, лечебной физкультуры. Также в этом году в состав школьного реабилитационного центра включен стоматологический кабинет. Все реабилитационные мероприятия направлены на сохранение здоровья школьников, начиная с первых классов. В медицинском центре работают инструктор ЛФК, врач лечебной физкультуры, массажисты и медсестры физиотерапии. Физиотерапия проводится согласно тем назначениям, которые дети приносят после посещения участкового педиатра или специалиста.

Кроме того в СОШ №59 есть дополнительный час физкультуры, занятия в бассейне. Учителя участвуют в формировании и сохранении здоровья детей.  Во время уроков проводятся пятиминутные физкульт-паузы, во время которых дети сбрасывают накопившееся напряжение.

Учитель начальных классов СОШ №59 Картушина Галина Владимировна: «Замечательно, что наша школа стала основной площадкой для реализации проекта «Школьная медицина». Все прекрасно знают, что здоровый ребенок – это хорошая учеба, хорошее поведение, успешность. Мы, конечно, тоже стараемся на уроках делать физкультминутки, следим за осанкой детей, но намного лучше, если этим занимаются специалисты. А у нас в медицинском центре замечательные врачи».

Класс Галины Владимировны занимается лечебной физкультурой в школьном реабилитационном центре два раз в неделю: по понедельникам и по пятницам.

«Это не влияет на учебный процесс, потому что все проходит после уроков, - пояснила педагог. - Родителям не надо срываться с работы, идти записываться с ребенком на лечение. Все контролируется врачами и нами, педагогами. Это очень удобно, на мой взгляд. Если бы это было в мое время, когда мои дети учились, я была бы просто счастлива».

Мама ученика начальных классов СОШ № 59 г. Чебоксары Александрова Анна Александровна: «По результатам медицинского обследования школьный врач рекомендовала нам посещать центр лечебной физкультуры для профилактики нарушений осанки. Уже три месяца мой сын с удовольствием ходит в зал лечебной физкультуры, ему занятия очень нравятся. Мне как родителю очень удобно, что после уроков не нужно водить сына в больницу. Здесь он получает помощь квалифицированных врачей».

У Котовой Ирины Владимировны в школе №59 учатся две дочери. Одна из них уже заканчивает 11 класс, а младшая учится в 1 классе.

«Первоклашкам намного сложнее сейчас, потому что они длительное время проводят за письменным столом не только в школе, но и дома. Ну, и не секрет, что наши дети, вместо подвижных игр со своими сверстниками, больше проводят время за компьютером. Естественно у них нарушается осанка, они сонливые, унылые. А лечебная физкультура помогает им укрепить осанку, повысить работоспособность, лучше адаптироваться к школьным нагрузкам. Хочу поблагодарить руководство школы за то, что наши дети, не выходя из школы, могут заниматься лечебно-оздоровительной гимнастикой. Я сужу по своему ребенку.  За первое полугодие, что мы проучились в первом классе, ни разу не были на больничном», - рассказывает Ирина Владимировна.



18 января 2018
16:42
Поделиться