Министерство здравоохранения Чувашской Республики

На Дне психотерапевта и медицинского психолога обсудили вопросы психологического сопровождения перинатальной утраты

На Дне психотерапевта и медицинского психолога обсудили вопросы психологического сопровождения перинатальной утраты

31 мая на очередном Дне психотерапевта и медицинского психолога обсуждались вопросы психологического сопровождения перинатальной утраты.

Тема перинатальных потерь, а также абортов (плановых и спонтанных) в нашем обществе не очень любят обсуждать, считая ее неудобной. Но, тем не менее, все чаще специалистам приходится оказывать психологическую и психотерапевтическую помощь матерям и их семьям, понесшим утрату.

Доклад медицинского психолога БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии Павла Абрамова «Перинатальная утрата как психологическая и медицинская проблема» раскрыл важность психологического сопровождения перинатальных потерь, фасилитации процесса горя и психотерапии при осложненном переживании горя утрат как для медицинского, так и для психологического сообщества. От успешности их решения зависят повышение качества медицинского обслуживания и улучшение качества жизни пациентов, решение демографических задач, стоящих перед обществом. Он отметил, что оценке и изучению причин прерывания беременности и гибели плода в перинатальном периоде, медицинскому ведению пациенток с угрозой потери беременности, лечению пациенток с самопроизвольным абортом или антенатальной гибелью плода, выхаживанию недоношенных и больных новорожденных посвящено множество научных трудов.

В России тема смерти представляется в значительной мере табуированной для обсуждения, как в быту, так и в системе медицинского, психологического обслуживания населения. В результате методические рекомендации по оказанию психологической и психотерапевтической помощи при перинатальных утратах, нормативы в этой области не разработаны. Медицинские работники женских консультаций и родильных домов в силу того, что их профессия напрямую связана с проблемами жизни и смерти, нередко вынуждены сообщать пациентке и ее близким о неизбежности прерывания беременности, о гибели плода или новорожденного. При этом специальной подготовки, позволяющей психологически грамотно сообщить об утрате, квалифицированно обсудить тему смерти, медицинские работники не имеют. Нередко это приводит к ятрогениям, ухудшению психического состояния женщин. Павел Владимирович, также отметил, что и специалисты в области психического здоровья также не обладают достаточными знаниями в области психологического сопровождения и психотерапии перинатальных утрат. Специфика перинатальной потери практически не учитывается. Окружающие женщину, понесшую перинатальную утрату, и специалисты, и родственники, утешая ее, часто недооценивают величину потери, не считаются с необходимостью фасилитации полноценного нормативного проживания горя. Изучение и практическое сопровождение утраты требует междисциплинарного подхода. Знания психологии и основ консультирования утраты необходимы как специалистам в области психического здоровья, так и акушерам-гинекологам, и неонатологам-реаниматологам, среднему и даже младшему медицинскому персоналу.

Медицинский психолог БУ «Вторая городская больница» Анна Убаева в своем докладе рассказала о специфике психологической работы с женщиной на каждой фазе переживания перинатальной утраты. Анна Николаевна рассказала, что с потерей ребенка любого возраста для родителей происходит целый комплекс физических и символических утрат: утрата внешнего объекта, утрата значимого другого (объекта привязанности), утрата статуса (родительства), утрата будущего, утрата стадии жизненного цикла, утрата надежды, мечты, творения, части себя, семьи, друг друга, поколебленная самооценка и экзистенциальная потеря.

«Когда умирает родитель, ты теряешь прошлое. Когда умирает твой ребенок, теряешь свое будущее». Это означает, что происходит потеря себя беременной, как некий образ, нет чувства единения с плодом, статус материнства разрушается. В результате этого женщина больше не может доверять своему телу для последующей беременности и успешных родов, так как происходит потеря особого внимания к себе. При таком нарушении функций самоуважения, которое основывается на способности к вынашиванию беременности очень значимо, поскольку оно может повлиять на процесс переживания потери, которое отличается от других видов переживания утраты. В своем выступлении Анна Николаевна обосновала актуальность задачи по профессиональной подготовке специалистов, как перинатальных психологов, так и акушеров-гинекологов для правильного и грамотного сопровождения перинатальных потерь.

По окончании заседании медицинский психолог БУ «Городской клинический центр» Минздрава Чувашии Надежда Скворцова ознакомила с технологиями оказания психологической помощи в ситуациях: спонтанного прерывания беременности на раннем сроке; перинатальной диагностики тяжелой патологии; смерти одного из близнецов; смерти младенца после реанимации. Надежда Георгиевна рассказала об особенностях сопровождения пациентов и их близких в ситуациях перинатальных потерь различных сроков давности, диагностике отложенных последствий непроработанных перинатальных потерь и о нюансах психотерапевтической работы. Ознакомила с программой по фасилитации проживания перинатальной потери для различных ситуаций, стадий проживания и членов семьи.