Министерство здравоохранения Чувашской Республики

В ЧГУ имени И.Н. Ульянова прошел блог-тур для журналистов

В ЧГУ имени И.Н. Ульянова прошел блог-тур для журналистов

Университет профессий

Больница, заводской цех, лаборатория искусственного интеллекта… Современный университет уже мало похож на место, где только лишь учат и учатся. Сегодня в его стенах осваивают новейшее оборудование, делают научные открытия, устанавливают спортивные рекорды, добиваются успехов в творчестве… Таким, в частности, предстал Чувашский госуниверситет имени И.Н. Ульянова, куда совсем недавно отправились в большой пресс-тур журналисты и блогеры Чувашии.

Медфак: без права на ошибку

Путешествие по главному вузу республики началось с самого большого факультета университета – медицинского. Сегодня здесь обучаются почти 5,5 тысячи человек – это сравнимо с населением небольшого городка. Как рассказала декан факультета Валентина Диомидова, к медицинскому образованию нынче предъявляются жесткие требования, и одно из них – наличие центра аккредитации и симуляционного обучения, где будущие врачи учатся профессии, а затем подтверждают право лечить людей. В ЧГУ такой центр появился в 2016 году, студенты начинают заниматься там уже с первого курса и на практике – на манекенах, так называемых фантомах и симуляторах – отрабатывают до автоматизма все навыки и умения. Для медфака это своеобразная «святая святых», туда-то первым делом и направились журналисты.

…Белые халаты и специфическое жужжание бормашин – это в блоке «Стоматология» выпускники-стоматологи готовятся к первичной аккредитации. Рабочее место, инструменты, подача воздуха и воды, пломбировочные материалы – все абсолютно такое же, как в настоящей клинике. Разве что ротовая полость искусственная: студенты выполняют манипуляции на фантомах, а зубы приходится каждый раз обновлять – здесь это что-то вроде расходного материала. Есть и рентгеновская установка, правда, снимки делают не на людях, а на манекенах.

За действиями будущих медиков наблюдают сразу несколько видеокамер, причем одна направлена прямо в ротовую полость фантома. Затем запись просматривают и разбирают, все ли было выполнено верно. «Здесь ведется обучение, контроль и допуск выпускников к практической деятельности», – комментирует Валентина Диомидова.

Такие же тренировочные базы есть по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия». В кабинете УЗИ, к примеру, имитации внутренних органов настолько реалистичны, что их можно даже принять за настоящие. На одном из них, фантоме печени, ординатор Ольга Павлова при помощи аппарата выявила характерные признаки злокачественного образования. «Сначала проводили диагностику друг на друге, потом на пациентах под присмотром докторов, а здесь оттачиваем навыки», – рассказала будущий медик. Есть здесь и необычный акушерский фантом – в колбе с жидкостью находится младенец. На нем студенты учатся работать с аппаратом УЗИ, чтобы уже на самых ранних стадиях выявлять малейшие пороки развития плода.

На уникальных симуляторах студенты-медики учатся овладевать самыми сложными манипуляциями. Так, на фантоме, максимально приближенном к организму человека, – с дыханием, сердцебиением, реакцией зрачка – группа студентов под присмотром преподавателя производила дефибрилляцию. Не каждый опытный врач способен выполнить это действие, но на медфаке нас заверили, что после такой практики в выпускниках можно не сомневаться. За тем, верно ли студенты выполняют задание, следят специальные датчики на манекенах. Загорелся зеленый – все сделано правильно.

Впрочем, как выяснилось, даже к таким, казалось бы, простым операциям, как ввести шприц в вену, здесь предъявляют самые строгие требования. Не всем студентам удается справиться с этим заданием с первого раза. Строгая комиссия учитывает все: направление иглы, скорость введения… Все потому, что мелочей для врачей не бывает.

«Раз, два, три, четыре, пять…» – слышится ритмический счет в педиатрическом блоке центра. Так студентка, будущий детский врач, выполняет сердечно-легочную реанимацию, склонившись над манекеном ребенка. Здесь тоже все распределено по станциям с четким перечнем умений будущего доктора: от осмотра маленьких пациентов на приеме до оказания экстренной помощи. Отрабатывается даже такой момент, как мытье рук и надевание перчаток. Во время аккредитации и на это обращают внимание.

По словам Валентины Диомидовой, оснащение симуляционного центра еще не завершено. Вуз старается работать на опережение – задумываться о приобретении техники здесь начинают задолго до того, как отдельные специальности получают аккредитацию. Оборудование хоть и дорогое, но без него уже невозможно представить качественную подготовку врачей. «Мы должны гарантировать знания наших выпускников, – отмечает декан медфака. – Врач не имеет права на ошибку. Осваивая профессию в таких центрах от простого к сложному, выпускники завершают учебу максимально подготовленными».

На медфак ЧГУ конкурс, кстати, из года в год один из самых высоких. На специальность «Стоматология» в прошлом году, например, претендовало 67 человек на место. В этот раз конкурс ожидают не меньше. Между тем растет и число бюджетных мест. В этом году на медфак их выделили на 15 больше – 215 (150 на «лечебников», 50 – на педиатров и 15 – на стоматологов).