Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Буллинг. На что обратить внимание? Отвечает медицинский психолог Екатерина Коломийцева

Буллинг. На что обратить внимание? Отвечает медицинский психолог Екатерина Коломийцева

Буллинг является актуальной проблемой современного образования. Буллинг представляет собой травлю в отношении кого-то из детей со стороны сверстников. Чаще всего проявляется, когда присутствует какое-либо неравенство, т.е. тот, кого травят, отличается от других детей или же когда силы неравны и жертва демонстрирует, насколько сильно задевают нападки окружающих.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее), распространения слухов и сплетен или бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

На что обратить внимание и как поступить родителям, если ребенок стал жертвой травли? Рассказывает медицинский психолог Городской детской клинической больницы Екатерина Коломийцева.

Многие родители и педагоги (воспитатели, учителя) несерьезно относятся к данной проблеме и считают, что ребёнок сам разберётся и что это только детские шалости. Но тема травли – буллинга – очень серьёзная и требует незамедлительного решения.

Если вы заметили, что ваш общительный ребенок, который с удовольствием посещал детский сад или школу, теперь:

- ищет причину, чтобы пропустить уроки или не идти в детский сад;

- начал чаще болеть;

- стал замкнутым;

- мало или «сухо» говорит о том, как провёл день в школе или детском саду;

- в рассказе все реже и реже упоминает о том, как он играл с ребятами, при этом чаще говорит о том, что его кто-то задирает, даёт обидные прозвища. В этом случае стоит задуматься – а все ли в порядке у ребёнка? Пока, быть может, это еще не буллинг, а только самое его начало. Здесь важно вовремя среагировать.

Что же может сделать родитель?

  1. Самое первое и главное – поговорить с учителем или воспитателем: узнать про обстановку в классе или группе; выяснить, как дети взаимодействуют между собой и с вашим ребёнком.
  2. Привлечь школьного психолога для проведения диагностики взаимоотношения в классе или группе и осуществления коррекционной работы.
  3. Открыто поговорить с ребенком, дать ему чувство безопасности и принятия, чтобы он мог рассказать обо всем, что происходит. Для этого используйте поддерживающие фразы: «я тебе верю» (будет означать, что вы на его стороне), «мне жаль, что такое случилось» (показывает, что вы разделяете его чувства), «это не твоя вина», «хорошо, что ты рассказал(а)» (даст ребенку понимание, что он правильно обратился к вам за помощью и получит ее), «я помогу решить тебе эту проблемы» (поможет ощутить защиту). Обязательно поддерживайте со своими детьми доверительные отношения, чтобы они могли обратиться к вам при первых признаках негативной ситуации, когда все можно исправить быстро и без серьезных последствий. Будьте искренне с детьми.
  4. Иногда так бывает, что ребёнок не воспринимает слова родителей. В этом случае рекомендую отвести его к специалисту (детскому психологу, например) для беседы и (или) проведения коррекционных занятий.
  5. Если после всей проделанной работы нет никаких изменений, единственный вариант – сменить класс, школу, группу, детский сад.

Запомните! Любой ребёнок может стать жертвой буллинга – громкие, активные, «неудобные» дети; незаметные и стеснительные, умные и одарённые. Но, главное, это дети, которые не умеют себя защитить, которым тяжело противостоять против сверстников, толпы.

Подводя итог, хочется отметить, что травля (буллинг) – это закономерное следствие вседозволенности, безнаказанности, игнорирования системной проблемы, равнодушие и невнимательность со стороны школы, детского сада, учителей, воспитателей и, в первую очередь, родителей. Хочется призвать всех быть более внимательными друг к другу. Будьте здоровы!



БУ «Городская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии