О ходе реализации на территории Чувашской Республики приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в 2020 году

О ходе реализации на территории Чувашской Республики

приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации,

оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в 2020 году

 

Приоритетный проект Чувашской Республики «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь»,  имеет статус одного из составляющих федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и является частью национального проекта «Здравоохранение».

Основные ожидаемые эффекты Проекта: превышение объемов профилактики над лечением,  повышение качества и увеличение продолжительности здоровой жизни, формирование позитивного отношения граждан к государственной системе здравоохранения.

Основная задача Проекта  - повышение удовлетворенности пациентов поликлиник с 45,7% до 70% к 2022 году в 100% учреждений здравоохранения Чувашской Республики.

Основной посыл Проекта  - перейти от реализации отдельных проектов к целостной системе проектного управления с едиными подходами в организации оказания медицинской помощи.

Основные направления деятельности поликлиник, в соответствии с которыми должны быть выбраны направления для улучшения, отражены в девяти блоках:

- «потоки пациентов» - упорядочение потоков пациентов и минимизация их пересечений – основа повышения доступности медицинской помощи;

- «качество пространства» - создание комфортной среды и доступной навигации – повышение удовлетворённости пациентов условиями пребывания в поликлинике;

 - «рациональная организация рабочих мест по системе 5S» с целью повышения качества оказываемых пациентам медицинских услуг;

- «управление запасами» - предотвращение и устранение потерь из-за избыточных запасов позволяет рационально использовать ресурсы поликлиники;

- «стандартизация процессов» - фиксация,  документирование и преемственность лучшего опыта, достигнутого при реализации проектов, благодаря чему снижаются риски возникновения ошибок при выполнении медицинских вмешательств, процедур, манипуляций. Ежегодный пересмотр, актуализация и обновление стандартов в соответствии с внедренными современными методиками;

- «показатель качества медицинской помощи» - количество и сумма штрафов, удержаний, снятий, взысканных страховыми медицинскими организациями по результатам медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. В качестве целевого показателя принято снижение показателей не менее чем на 5% ежегодно. Показатель исчисляется количеством (суммой) штрафов на 100 запрошенных страховыми медицинскими организациями медицинских карт ежемесячно;

- «доступность первичной медицинской помощи» - повышение приверженности пациентов к лечению и профилактическим мероприятиям, а также увеличение пациентопотока по предварительной записи без очного обращения в регистратуру;

- «вовлеченность персонала в улучшение процессов» - особенно вовлеченность руководителей медицинских организаций и их заместителей к возданию и реализации системы управления с внедрением и применением бережливых технологий. В бережливом производстве важно внимание первого лица организации к улучшению и функционированию бизнес-процессов с применением бережливых технологий;

- «формирование системы управления» - визуальное управление процессами, в том числе через инфоцентры;

- «эффективность использования оборудования» - достижение совершенного производства без поломок, остановок, брака и несчастных случаев.

В 2020 году в Проекте участвовало всего 34 поликлиники в составе бюджетных учреждений Министерства здравоохранения Чувашской Республики (13  взрослых и 21 детских подразделений), в частности, поликлиники БУ ЧР «Городская клиническая больница № 1» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Новочебоксарская городская больница» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Городская детская больница № 3» Минздрава Чувашии, БУ ЧР  «Городская детская больница № 2» Минздрава Чувашии, БУ ЧР  «Городская детская больница № 1» Минздрава Чувашии, БУ «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Новочебоксарский медицинский центр» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Мариинско-Посадская ЦРБ» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Первая Чебоксарская городская больница имени П.Н. Осипова» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Центральная районная больница Алатырского района» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Батыревская центральная районная больница» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Ядринская центральная районная больница им. К.В. Волкова» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Центральная районная больница Алатырского района» Минздрава Чувашии.

В 2020 году к Проекту присоединились БУ ЧР «Чебоксарская районная больница» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Комсомольская центральная районная больница» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Вурнарская центральная районная больница» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Моргаушская центральная районная больница» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Ибресинская центральная районная больница» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Канашская центральная районная больница» Минздрава Чувашии», БУ ЧР «Канашская центральная районная им. Ф.Г. Григорьева» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Вторая городская больница» Минздрава Чувашии, БУ «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии.

При выборе медицинских организаций для включения в проект основными критериями явились реализованные и внедренные в предыдущие годы направления по повышению качества и доступности амбулаторно-поликлинической помощи (открытая регистратура, электронная запись на прием, комфортная и доступная среда), а также включение в план проведения в 2020 году ремонтных работ в поликлиниках.

Во всех учреждениях здравоохранения, участвующих в реализации Проекта, созданы рабочие группы, утверждены графики работ рабочих групп. В каждой поликлинике в рамках  реализации Проекта в течение 2020 года не менее 3 направлений для проведения улучшений с применением бережливых технологий.

Бережливое производство  - подход к управлению организацией, направленный на повышение качества результатов, получаемых на выходах производственных процессов, за счет постоянного стремления к устранению всех видов потерь, уменьшающих ценность для конечного потребителя (пациента).

Отправная точка концепции бережливого производства – оценка ценности продукта (услуги) для конечного потребителя на каждом этапе создания (предоставления). В качестве основной задачи предполагается создание процесса непрерывного устранения потерь, то есть устранение любых действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности (не являются важными) для конечного потребителя.

Бережливое производство работает не с сокращением расходов, что могло бы привести к снижению качества продукции, а с сокращением потерь на каждом рабочем месте. Это позволяет повысить качество предоставляемых услуг, обеспечить рост производительности труда и уровня мотивации персонала.

В 2020 году достижение критериев «Базового уровня» новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, а именно:

- «количество пересечений потоков при проведении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров с иными потокам пациентов в поликлинике»;

- «количество пересечений потоков пациентов при предоставлении платных медицинских услуг и медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий на соответствующий календарный год и плановый период» (критерий не оценивается в медицинских организациях, в которых не предоставляются платные услуги);

- «количество мест в зоне (зонах) комфортного ожидания для пациентов»;

- «организация системы навигации в медицинской организации»;

- «организация системы информирования в медицинской организации»;

- «обеспечение амбулаторного приема плановых пациентов врачами строго по времени и по предварительной записи»;

- «обеспечение удаленной записи на прием в медицинские организации»;

- «обеспечение выполнения профилактического осмотра и (или) первого этапа диспансеризации взрослого населения за минимальное количество посещений» (критерий не оценивается в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детскому населению)

обеспечивалось в участвующих медицинских организациях с одновременным осуществлением ограничительных и иных мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции на территории Чувашской Республики. 

Реализация проектов по улучшениям в участвующих медицинских организациях осуществлялась в соответствии с утвержденными паспортами проектов. В рамках реализации проектов по улучшениям   внедрены критерии «Создание открытой регистратуры», проведено картирование бизнес-процессов, картохранилища организованы по системе 5S, регистратуры оснащены инфоматами, оптимизирована и стандартизирована работа кабинетов забора крови по принципам бережливого производства, внедрено управление потоками пациентов при выписке электронных листов нетрудоспособности.

Во всех проектах по улучшениям сформированы лидерские группы.

Региональным центром первичной медико-санитарной помощи ГАУ ДПО «Институт усовершенствования врачей» Минздрава Чувашии в соответствии с утвержденным графиком организованы и осуществлены выездные мероприятия в медицинские организации, участвующие в Проекте, проведены конференции и обучение сотрудников участвующих медицинских организаций по программам: «Достижение критериев «Базового уровня» НММО и анализ работы за 9 месяцев 2020 года», «Обучение стандартам общения медицинских работников с пациентами», «Организация call-центра в медицинской организации» и др.

Проводились еженедельные тренинги по исполнению этапов проектов по улучшениям в участвующих медицинских организациях. Организационно-методическая работа Регионального центра первичной медико-санитарной помощи строилась в режиме online, zoom-конференций и выездных мероприятий.

Дальнейшие цели проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» в Чувашской Республике:

завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения, соответствующих критериям новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь;

обеспечение оптимальной доступности первичной медико-санитарной помощи для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях);

обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;

оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу.