О ходе реализации на территории Чувашской Республики приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в 2023 году
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Приоритетный проект Чувашской Республики «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» является частью одного из восьми федеральных проектов национального проекта «Здравоохранение» – «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».
Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на соблюдение приоритета интересов пациента, организацию оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени, повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение комфортности условий оказания медицинской помощи, повышение удовлетворенности уровнем полученной помощи, сокращение нагрузки на медицинский персонал за счет повышения эффективности деятельности медицинской организации, переходом на электронный документооборот, сокращением объема бумажной документации.
Бережливое производство — это концепция управления, основанная на устранении всех видов потерь путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала.
В 2023 году в Чувашской Республике в создании и тиражировании «Новой модели организации оказания медицинской помощи» участвовало 83 поликлиники, из них 28 – детских, 40 - взрослых, 15 – специализированных.
Для создания и тиражирования новой модели медицинские организации реализуют проекты по улучшению, реализуют предложения по улучшению, поступившие от работников поликлиники, регулярно проводят оценку достижения целевых значений критериям новой модели, анализируют результаты оценки и принимают необходимые управленческие решения.
Основные направления деятельности поликлиник, в соответствии с которыми должны быть выбраны направления для улучшения, отражены в девяти блоках:
- «управление потоками пациентов» - упорядочение потоков пациентов и минимизация их пересечений – основа повышения доступности медицинской помощи;
- «качество пространства» - создание комфортной среды и доступной навигации – повышение удовлетворённости пациентов условиями пребывания в поликлинике;
- «управление запасами» - предотвращение и устранение потерь из-за избыточных запасов позволяет рационально использовать ресурсы поликлиники;
- «стандартизация процессов» - фиксация, документирование и преемственность лучшего опыта, достигнутого при реализации проектов, благодаря чему снижаются риски возникновения ошибок при выполнении медицинских вмешательств, процедур, манипуляций. Ежегодный пересмотр, актуализация и обновление стандартов в соответствии с внедренными современными методиками;
- «качество медицинской помощи» - количество и сумма штрафов, удержаний, снятий, взысканных страховыми медицинскими организациями по результатам медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи;
- «доступность медицинской помощи» - повышение приверженности пациентов к лечению и профилактическим мероприятиям, а также увеличение пациентопотока по предварительной записи без очного обращения в регистратуру;
- «вовлеченность персонала в улучшение процессов» - особенно вовлеченность руководителей медицинских организаций и их заместителей к возданию и реализации системы управления с внедрением и применением бережливых технологий. В бережливом производстве важно внимание первого лица организации к улучшению и функционированию бизнес-процессов с применением бережливых технологий;
- «формирование системы управления» - визуальное управление процессами, в том числе через инфоцентры;
- «эффективность использования оборудования» - достижение совершенного производства без поломок, остановок, брака и несчастных случаев.
В целях оптимизации процессов оказания медицинской помощи при реализации регионального сегмента федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» национального проекта «Здравоохранения» - регионального проекта Чувашской Республики «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» в части создания и тиражирования новой модели организации первичной медико-санитарной помощи в 2019 году на базе ГАУ ДПО «Институт усовершенствования врачей» Минздрава Чувашии был создан Региональный центр первичной медико-санитарной помощи.
Для достижения цели Региональный центр первичной медико-санитарной помощи решает следующие задачи:
- Подготовка перечня поликлиник, участвующих в создании и тиражировании новой модели организации медицинской помощи с применением принципов бережливого производства;
- организация обучения работников поликлиник принципам и технологиям бережливого производства;
- создание и актуализация базы методических материалов по вопросам применения принципов и технологий бережливого производства в сфере охраны здоровья граждан;
- обеспечение реализации в поликлиниках проектов по улучшению;
- создание базы лучших практик;
- обеспечение тиражирование лучших практик в поликлиниках;
- разработка и актуализация региональных стандартов на основе лучших практик;
- оценка достижения целевых значений критериев новой модели в отношении поликлиник, участвующих в региональном проекте;
- внедрение в поликлиниках, участвующих в региональном проекте, принципов и технологий бережливого производства;
- организация мероприятий по обмену опытом применения бережливых технологий в сфере охраны здоровья граждан в части создания и тиражирования новой модели между заинтересованными сторонами;
- участие в разработке и внедрении мер по устранению типовых проблем поликлиник в части создания и тиражирование новой модели, в том числе по вопросам их информатизации, формирование перечня типовых проблем поликлиник с указанием уровня решений, конкретных предложений по решению и статуса решения;
- формирование перечня и осуществление экскавации проблем, выявленных при внедрении и тиражировании новой модели на региональный уровень в Минздрав Чувашии или на федеральный уровень – в Координациионный центр по реализации федерального проекта;
- создание информационных поводов для формирования положительного образа новой модели, в частности организация публикаций в средствах массовой информации;
- осуществление мониторинга деятельности по созданию и тиражированию новой модели, в том числе подготовка отчетов по результатам мониторинга деятельности по созданию и тиражированию новой модели.