ИНФОРМАЦИЯ о ходе реализации региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», по итогам января-августа 2023 года
ИНФОРМАЦИЯ
о ходе реализации региональных проектов, направленных на реализацию национального проекта «Здравоохранение»,
по итогам января-августа 2023 года
Минздрав Чувашии участвует в реализации 8 федеральных проектов национального проекта «Здравоохранение», на основе которых в государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет» сформированы и утверждены паспорта региональных проектов:
«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»;
«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;
«Борьба с онкологическими заболеваниями»;
«Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи;
«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»;
«Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»;
«Развитие экспорта медицинских услуг»;
«Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации».
В рамках национального проекта между Минздравом России и Минздравом Чувашии заключены 9 соглашений о реализации на территории Чувашской Республики региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, а также 7 соглашений между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Минздравом России о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики на реализацию мероприятий региональных проектов.
На реализацию мероприятий региональных проектов, направленных на достижение целей и задач национального проекта «Здравоохранение», в 2019-2024 годах предусмотрено 20157,70 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 6787,96 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 1117,70 млн. рублей, средства обязательного медицинского страхования – 11358,75 млн. рублей, внебюджетные источники – 893,29 млн. рублей.
В 2023 году на указанное направление выделено 4105,40 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 1368,06 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 525,47 млн. рублей, средств обязательного медицинского страхования – 2062,83 млн. рублей, внебюджетных источников – 149,04 млн. рублей.
Фактическое финансирование по состоянию на 01.09.2023 составило 2675,15 млн. рублей (65,2%), в том числе средства федерального бюджета – 966,36 млн. рублей (70,6%), республиканского бюджета Чувашской Республики – 227,70 млн. рублей (43,3%), средства обязательного медицинского страхования – 1391,30 млн. рублей (67,5%), внебюджетные источники – 89,79 млн. рублей (60,3%).
Объем средств, подлежащих контрактации в 2023 году, составляет
1880,14 млн. рублей (или 45,8% от общего объема финансирования), в том числе 1368,06 млн. рублей средства федерального бюджета, 512,08 млн. рублей средства республиканского бюджета Чувашской Республики.
По состоянию на 01.09.2023 заключены государственные контракты на общую сумму 1725,70 млн. рублей (91,8% от подлежащих контрактации) (1310,66 млн. рублей средства федерального бюджета, 415,04 млн. рублей средства республиканского бюджета Чувашской Республики).
В 2023 году в рамках национального проекта определены 55 целевых показателей, за достижение которых ответственным является Минздрав Чувашии. Мониторинг осуществляется ежемесячно.
N1. Региональный проект Чувашской Республики
«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»
В рамках регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» в республике будет окончательно сформирована сеть медицинских организаций первичного звена здравоохранения с обеспечением оптимальной доступности для населения, что позволит охватывать не менее 68,5% граждан медицинскими осмотрами в результате реализации мероприятий по строительству 36 фельдшерско-акушерских пунктов (2019 г. – 27, 2020 г. – 8, 2021 г. – 1), закупке дополнительно 18 мобильных передвижных комплексов (факт 2019 г. – 18), внедрению в поликлиниках технологий бережливого производства (в 2023 году участвуют 83 подразделения медицинских организаций), а также развитию санитарной авиации.
Финансовое обеспечение регионального проекта в 2019-2024 годах составляет 495,35 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 345,43 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 149,92 млн. рублей.
В 2023 году на реализацию проекта предусмотрено 35,94 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 35,58 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 0,36 млн. рублей.
Кассовое исполнение по состоянию на 01.09.2023 составляет 35,94 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 35,58 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 0,36 млн. рублей.
В целях оказания медицинской помощи в рамках мероприятий по развитию санитарной авиации в республике 20.02.2023 заключен государственный контракт с АО «Национальная служба санитарной авиации» (АО «НССА»), на сумму 35,94 млн. рублей.
С начала 2023 года в рамках утвержденных планов-графиков медицинских организаций продолжены выезды мобильных медицинских комплексов в муниципальные образования республики (организован 3501 выезд, обследовано 79,800 тыс. человек), профилактические осмотры прошли 552,578 тыс. человек.
В реализации мероприятий по созданию и тиражированию «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в 2023 году участвуют 83 поликлиники республики, или 97,6% (приказ Минздрава Чувашии от 27.01.2023 № 95). В поликлиниках, где завершены работы, созданы комфортные условия для оказания медицинской помощи населению и внедрены технологии бережливого производства: открытая регистратура, упрощена запись на приём к врачу, оптимизирована логистика движения пациентов, сокращено время ожидания пациентом в очереди, электронный документооборот, комфортные условия для пациента в зонах ожидания. Методическую поддержку и координацию работы медицинских организаций, участвующих в проекте, осуществляет Региональный центр организации первичной медико-санитарной помощи на базе ГАУ ДПО «Институт усовершенствования врачей» Минздрава Чувашии.
В рамках регионального проекта реализуются мероприятия по защите прав пациентов при оказании бесплатной медицинской помощи: страховыми медицинскими организациями осуществляется информирование застрахованных лиц о праве прохождения профилактических мероприятий (по состоянию на 01.09.2023 охват составил 75,1% или 643,5 тыс. человек), а также досудебное урегулирование конфликтов между пациентом и медицинской организацией.
Также страховыми медицинскими организациями обеспечено индивидуальное информирование застрахованных лиц с хроническими неинфекционными заболеваниями, при наличии которых устанавливается диспансерное наблюдение при получении медицинской помощи (по состоянию на 01.09.2023 показатель составил 41,7 % или 212,1 тыс. человек).
За январь-август 2023 года во всероссийской системе сбора и распределения контента по реализации нацпроектов в регионах (СРК) было размещено 49 публикаций о реализации регионального проекта.
Реализация регионального проекта осуществляется согласно утвержденному плану мероприятий, подтверждающие документы по выполнению мероприятий в отчетном периоде имеются.
В 2023 году предусмотрено достижение 11 целевых показателей, по предварительным данным медицинских организаций за январь-август 2023 г.:
доля граждан, ежегодно проходящих профилактический медицинский осмотр и(или) диспансеризацию, от общего числа населения (план – 58,7%, факт – 47,1%);
доля граждан из числа прошедших профилактический медицинский осмотр и (или) диспансеризацию, получивших возможность доступа к данным о прохождении профилактического медицинского осмотра и (или) диспансеризации в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций в отчетном году (план – 55%, факт – 76,92%);
доля населенных пунктов с числом жителей до 2000 человек, населению которых доступна первичная медико-санитарная помощь по месту их проживания (план – 100%, факт – 100%);
число посещений сельскими жителями ФП, ФАПов и ВА, в расчете на 1 сельского жителя (план – 4,85 посещений, факт –3,25 посещения);
количество посещений при выездах мобильных медицинских бригад, оснащенных мобильными медицинскими комплексами (план – 3,1 тыс. посещений, факт – 2,1 тыс. посещений);
доля поликлиник и поликлинических подразделений, участвующих в создании и тиражировании «Новой модели организации оказания медицинской помощи», от общего количества таких организаций (план – 76,9%, факт – 97,6%);
число выполненных посещений гражданами поликлиник и поликлинических подразделений, участвующих в создании и тиражировании «Новой модели организации оказания медицинской помощи» (план – 7445,9 тыс. посещений, факт – 5024,27 тыс. посещений);
доля обоснованных жалоб пациентов, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, урегулированных в досудебном порядке (от общего числа обоснованных жалоб пациентов) (план – 98%, факт – 100%);
смертность от всех причин (план – 15,2 случаев на 1 тыс. населения, факт – 12);
число лиц (пациентов), дополнительно эвакуированных с использованием санитарной авиации (план – 65 чел., факт – 44 чел.);
доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток от общего числа больных, к которым совершены вылеты (план – 90%, факт – 90%).
Риски реализации регионального проекта
В отчетном периоде риски реализации регионального проекта не выявлены.
Основные задачи реализации регионального проекта на 2023 год:
охват застрахованных лиц информированием страховыми медицинскими представителями о праве на прохождение профилактического медицинского осмотра не менее 98%;
охват граждан профилактическими медицинскими осмотрами или диспансеризацией не менее 58,7% населения;
доля поликлиник и поликлинических подразделений, участвующих в создании и тиражировании «Новой модели организации оказания медицинской помощи», от общего количества таких организаций не менее 76,9%;
количество субъектов Российской Федерации, на территории которых страховыми медицинскими организациями обеспечивается защита прав застрахованных лиц при получении ими медицинской помощи за пределами территории страхования, составит не менее 30;
эвакуация с использованием санитарной авиации не менее 65 человек.
N2. Региональный проект Чувашской Республики
«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»
Региональный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» направлен на снижение смертности от болезней системы кровообращения до 465,4 случая на 100 тыс. населения в 2024 году, что будет достигнуто благодаря реализации мероприятий по обеспечению системы оказания помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями квалифицированными кадрами, переоснащению Регионального сосудистого центра и 7 первичных сосудистых отделений медицинским оборудованием (457 ед.), в том числе для ранней медицинской реабилитации, а также профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска (по предварительным данным БУ «МИАЦ» Минздрава Чувашии за январь-август 2023 г. показатель составил 502,9 на 100 тыс. населения, что на 2,7% ниже показателя за аналогичный период 2022 года).
Финансовое обеспечение регионального проекта в 2019-2024 годах составляет 1143,17 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 1131,16 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 12,02 млн. рублей.
В 2023 году на реализацию проекта предусмотрено 241,23 млн. рублей (в том числе средства федерального бюджета – 233,67 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 7,56 млн. рублей), в том числе по мероприятиям:
«Переоснащены/дооснащены медицинским оборудованием региональные сосудистые центры и первичные сосудистые отделения» – 127,35 млн. рублей (в том числе средства федерального бюджета – 120,93 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 6,42 млн. рублей);
«Обеспечена профилактика развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении» – 113,88 млн. рублей (в том числе средства федерального бюджета – 112,74 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 1,14 млн. рублей).
Кассовое исполнение на 01.09.2023 составило 238,05 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 230,52 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 7,53 млн. рублей.
В рамках постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.06.2021 № 291 продолжена реализация программы Чувашской Республики «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (срок актуализации программы по паспорту проекта до 1 июля 2023 года). Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики №446 утверждено 29 июня 2023 года.
В январе т.г. утверждена дорожная карта реализации в 2023 году мероприятий по достижению результата «Переоснащены/дооснащены медицинским оборудованием региональные сосудистые центры и первичные сосудистые отделения», в рамках которой предусмотрено оснащение первичного сосудистого отделения БУ «Шумерлинский ММЦ» Минздрава Чувашии (51 ед.) и БУ «ЦРБ Алатырского района» Минздрава Чувашии (19 ед.). В 2023 году на переоснащение медицинским оборудованием выделено 127,35 млн. рублей, в том числе 50,12 млн. рублей на оборудование 2022 года, а именно 43,7 млн. рублей (100% средства федерального бюджета) на компьютерный томограф и 6,42 млн. рублей (100% средства республиканского бюджета) на 30 кресел прикроватных. Заключены 6 госконтрактов на закупку 101 ед. медоборудования (2 компьютерных томографа, 1 УЗИ, 4 аппарата искусственной вентиляции, 64 функциональные кровати, а также 30 кресел прикроватных – переходящие остатки 2022 года) общей стоимостью 127,15 млн. рублей. Государственный контракт на поставку КТ стоимостью 43,7 млн. рублей (оборудование 2022 года) расторгнут в связи с неисполнением поставщиком обязательств в срок. Новый контракт заключен 09.06.2023. Поставлено и введено в эксплуатацию 101 ед. медицинского оборудования (30 кресел прикроватных 2022 года, 64 функциональные кровати, 2 компьютерных томографа, 1 УЗИ, 4 аппарата искусственной вентиляции легких) кассовое исполнение составило 127,15 или 99,84%.
В рамках порядка обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.05.2020 № 234) по состоянию на 01.09.2023 94,1% пациентов, состоящих на учете, получают препараты (6785 человек из 7210). В 2023 году на реализацию данного мероприятия предусмотрено 113,88 млн. рублей, в том числе 6,50 млн. рублей законтрактованные остатки 2022 года. Заключены 30 госконтрактов на общую сумму 113,88 млн. рублей, в том числе 2 контракта на сумму 6,50 млн. рублей – остатки 2022 года, кассовое исполнение составило 110,91 млн. рублей (97,4%).
За январь-август 2023 года во всероссийской системе сбора и распределения контента по реализации нацпроектов в регионах (СРК) было размещено 51 публикации о реализации регионального проекта.
Реализация регионального проекта осуществляется согласно утвержденному плану мероприятий, подтверждающие документы по выполнению мероприятий в отчетном периоде имеются.
В 2023 году предусмотрено достижение 6 целевых показателей, по предварительным данным медицинских организаций за январь-август 2023 г.:
больничная летальность от инфаркта миокарда (план – 12,5%, факт –10,98%);
больничная летальность от острого нарушения мозгового кровообращения (план – 21,4, факт – 17,2%);
летальность больных с болезнями системы кровообращения среди лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением (умершие от БСК / число лиц с БСК, состоящих под диспансерным наблюдением) (план – 2,2%, факт – 1,11%);
доля лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения от всех пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением (план – 70%, факт – 46,7%);
доля лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, бесплатно получавших в отчетном году необходимые лекарственные препараты в амбулаторных условиях, (план – 90%, факт – 94,8%);
количество рентген-эндоваскулярных вмешательств в лечебных целях (план – 1,759 тыс. ед., факт – 1,7 тыс. ед.).
Риски реализации регионального проекта
В отчетном периоде риски реализации регионального проекта не выявлены.
Основные задачи реализации регионального проекта на 2023 год:
переоснащение 70 ед. медицинского оборудования первичных сосудистых отделений БУ «Шумерлинский ММЦ» Минздрава Чувашии (51 ед.), БУ «ЦРБ Алатырского района» Минздрава Чувашии (19 ед.);
обеспечение лекарственными препаратами граждан, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения или инфаркт миокарда (не менее 90%).
N3. Региональный проект Чувашской Республики
«Борьба с онкологическими заболеваниями»
Региональный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» направлен на снижение смертности населения от новообразований, в том числе от злокачественных, до 144,9 случая на 100 тыс. населения в 2024 году, благодаря переоснащению Республиканского клинического онкологического диспансера 78 ед. медицинского оборудования, организации к 2023 году 4 центров амбулаторной онкологической помощи и дополнительному финансированию оказания медицинской помощи онкопациентам в соответствии с клиническими рекомендациями (по предварительным данным БУ «МИАЦ» Минздрава Чувашии за январь-август 2023 г. показатель составил 162,5 на 100 тыс. населения, что на 2,0% выше показателя за аналогичный период 2022 года).
Финансовое обеспечение регионального проекта в 2019-2024 годах составляет 12544,19 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 1216,97 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 76,48 млн. рублей, средства обязательного медицинского страхования – 11250,74 млн. рублей.
В 2023 году на реализацию проекта предусмотрено 2243,59 млн. рублей (в том числе средства федерального бюджета – 207,46 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 0,10 млн. рублей, средства обязательного медицинского страхования – 2036,03 млн. рублей), в том числе по мероприятиям:
«Переоснащение медицинским оборудованием региональных медицинских организаций, оказывающих помощь больным с онкологическими заболеваниями (диспансеров/больниц)» – 207,46 млн. рублей в том числе 161,60 млн. рублей, переходящие остатки 2022 года (100% средства федерального бюджета);
«Проведение информационно-коммуникационной кампании, направленной на раннее выявление онкологических заболеваний и повышение приверженности к лечению» – 0,1 млн. рублей за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
«Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями» – 2036,03 млн. рублей за счет средств обязательного медицинского страхования.
Кассовое исполнение по состоянию на 01.09.2023 составило 1544,42 млн. рублей (или 68,8%), в том числе средства федерального бюджета – 171,0 млн. рублей (или 82,4%), средства обязательного медицинского страхования – 1373,43 млн. рублей (или 67,5%) (предварительные данные Территориального фонда ОМС ЧР).
В рамках постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.06.2021 № 290 продолжена реализация программы Чувашской Республики «Борьба с онкологическими заболеваниями» (срок актуализации программы по паспорту проекта до 1 июля 2022 года). Постановление № 442 утверждено на очередном заседании Кабинета Министров Чувашской Республики 28 июня 2023 года.
В январе т.г. утверждена дорожная карта реализации в 2023 году мероприятий по достижению результата «Переоснащение медицинским оборудованием региональных медицинских организаций, оказывающих помощь больным с онкологическими заболеваниями (диспансеров/больниц)», в рамках которой предусмотрено оснащение АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии 5 ед. медицинского оборудования. В 2023 году на переоснащение медицинским оборудованием выделено 207,46 млн. рублей, в том числе 161,60 млн. рублей на оборудование 2022 года, а именно 31,45 млн. рублей доплата за роботизированную систему гистологической диагностики, 10,15 млн. рублей на 7 фотомикроскопов и 120,0 млн. рублей на линейный ускоритель.
По состоянию на 01.09.2023 заключено 6 госконтрактов на 13 ед. медицинского оборудования (2 стола операционных, 1 стерилизатор плазменный, 1 аппарат наркозно – дыхательный, 1 гамма-детектор, а также оборудование 2022 года – 7 фотомикроскопов и 1 линейный ускоритель) на сумму 192,59 млн. рублей, поставлено и введено в эксплуатацию 10 ед. медицинского оборудования, в том числе 8 единиц 2022 года (1 стерилизатор плазменный, 1 гамма-детектор 7 фотомикроскопов и линейный ускоритель), кассовое исполнение составило 171,0 млн. рублей или 82,42%.
С начала реализации регионального проекта в республике функционируют 4 центра амбулаторной онкологической помощи (при БУ «Канашский ММЦ» Минздрава Чувашии, БУ «ЦГБ» Минздрава Чувашии, БУ «НГБ» Минздрава Чувашии, БУ «Шумерлинский ММЦ»). В январе-августе 2023 года число посещений в данные центры составило 30624, получил химиотерапевтическое лечение в условиях дневного стационара 1642 человек.
В рамках информационно-коммуникационной кампании планируется создание видеоматериалов (видеороликов) о реализации проекта на территории республики стоимостью 100,0 тыс. рублей для организации трансляции их на мониторах в общественном транспорте и на стационарных мониторах в местах с высокой проходимостью - торговых центрах, кафе, магазинах, фитнес-клубах и т.д.).
На базе АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии реализуются мероприятия противоопухолевой лекарственной терапии в условиях круглосуточного и дневного стационаров, обеспечение оказания медицинской помощи с применением более эффективных методов лучевой терапии, а также выполнение высокотехнологичных хирургических вмешательств. По предварительным данным Территориального фонда ОМС ЧР в январе-июле 2023 г. на эти цели направлено 1373,43 млн. рублей (освоение составило 67,5% от плана).
За январь-август 2023 года во всероссийской системе сбора и распределения контента по реализации нацпроектов в регионах (СРК) было размещено 69 публикаций о реализации регионального проекта.
Реализация регионального проекта осуществляется согласно утвержденному плану мероприятий, подтверждающие документы по выполнению мероприятий в отчетном периоде имеются.
В 2023 году предусмотрено достижение 4 целевых показателей, по предварительным данным медицинских организаций за январь-август 2023 г.:
доля лиц с онкологическими заболеваниями, прошедших обследование и/или лечение в текущем году из числа состоящих под диспансерным наблюдением (план – 75%, факт – 52,3%);
доля злокачественных новообразований, выявленных на I–II стадиях (план – 58,1%, факт – 61,65%);
удельный вес больных со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете 5 лет и более из общего числа больных со злокачественными образованиями, состоящих под диспансерным наблюдением (план – 59%, факт – 56,21%);
одногодичная летальность больных со злокачественными новообразованиями (умерли в течение первого года с момента установления диагноза из числа больных, впервые взятых под диспансерное наблюдение в предыдущем году) (план – 19,9%, факт – 18,36%).
Риски реализации регионального проекта
В отчетном периоде риски реализации регионального проекта не выявлены.
Основные задачи реализации регионального проекта на 2023 год:
проведение информационно-коммуникационной кампании, направленной на раннее выявление онкологических заболеваний и повышение приверженности к лечению, на сумму 100,0 тыс. рублей;
переоснащение АУ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии 5 ед. медицинского оборудования;
реализация мероприятий противоопухолевой лекарственной терапии в условиях круглосуточного и дневного стационаров, обеспечение оказания медицинской помощи с применением более эффективных методов лучевой терапии, а также выполнение высокотехнологичных хирургических вмешательств.
N4. Региональный проект Чувашской Республики «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»
Регионального проект направлен на снижение младенческой смертности в Чувашской Республике до 2,9 на 1 тыс. родившихся живыми к 2024 году путем совершенствования оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, повышения доступности и качества медицинской помощи на всех этапах ее оказания, а также профилактики заболеваемости (по предварительным данным БУ «МИАЦ» Минздрава Чувашии за январь-август 2023 г. показатель составил 1,3 на 100 тыс. населения, что на 40,9% ниже показателя за аналогичный период 2022 года).
Финансовое обеспечение регионального проекта в 2019-2024 годах составляет 1286,55 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 433,14 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 92,21 млн. рублей, внебюджетные источники – 761,2 млн. рублей.
В 2023 году на реализацию проекта предусмотрено 121,04 млн. рублей за счет средств внебюджетных источников на мероприятие «Будет оказана медицинская помощь женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период, в том числе за счет средств родовых сертификатов».
Кассовое исполнение по состоянию на 01.09.2023 составило 68,54 млн. рублей (56,6% от плана).
В рамках регионального проекта продолжена реализация программы Чувашской Республики «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.06.2019 № 233 (в июне 2021 года программа актуализирована, в 2022 году актуализация программы не требовалась).
В январе-августе 2023 года охват профилактическими медицинскими осмотрами детей в возрасте 15–17 лет составил 88,6% (33410 детей при плане 37715 чел.), охват профилактическими медицинскими осмотрами детей в возрасте 0-17 лет – 69,4% (169789 ребенка при плане 244680 чел.).
В реализации мероприятий по созданию и тиражированию «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в 2023 году участвуют 28 детских поликлиник республики, в том числе 2 консультативно-диагностических центра (приказ Минздрава Чувашии от 27.01.2023 № 95). В поликлиниках, где завершены работы, созданы комфортные условия для оказания медицинской помощи населению и внедрены технологии бережливого производства: открытая регистратура, упрощена запись на приём к врачу, оптимизирована логистика движения пациентов, сокращено время ожидания пациентом в очереди, электронный документооборот, организована работа процедурного кабинета и кабинета неотложной помощи, кабинеты для приема пациентов без записи, профосмотры детей по возрастам, детские игровые комнаты - комнаты ожидания. Методическую поддержку и координацию работы медицинских организаций, участвующих в проекте, осуществляет Региональный центр организации первичной медико-санитарной помощи на базе ГАУ ДПО «Институт усовершенствования врачей» Минздрава Чувашии.
100% детских поликлиник/детских поликлинических отделений медицинских организаций республики дооснащены медицинскими изделиями в соответствии с приказом Минздрава России от 7 марта 2018 г. № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям», 100% поликлиник реализовали организационно-планировочные решения внутренних пространств.
С начала реализации регионального проекта в симуляционных центрах прошли повышение квалификации (в части овладения мануальными навыками для своевременного оказания в полном объеме необходимой медицинской помощи роженицам и новорожденным детям) 327 специалистов республики (85 врачей анестезиологов-реаниматологов, 102 врача неонатолога, 140 врачей акушер-гинекологов) В 2023 году обучение 87 специалистов планируется в 3-4 квартале.
С 2019 года получили медицинскую помощь за счет средств родовых сертификатов 51,816 тыс. беременных женщин (план на 2023 год – 61,2 тыс. человек) на общую сумму 543,43 млн. рублей (учет ведется нарастающим итогом с января 2019 года), в том числе в январе-августе 2023 года – 6,630 тыс. женщин на сумму 68,54 млн. рублей. В январе-августе т.г. встали на учет 6305 чел., что на 10,2% меньше аналогичного периода 2022 года.
За январь-август 2023 года во всероссийской системе сбора и распределения контента по реализации нацпроектов в регионах (СРК) было размещено 31 публикаций о реализации регионального проекта.
Реализация регионального проекта осуществляется согласно утвержденному плану мероприятий, подтверждающие документы по выполнению мероприятий в отчетном периоде имеются.
В 2023 году предусмотрено достижение 13 целевых показателей, по предварительным данным медицинских организаций за январь-август 2023 г.:
младенческая смертность (план – 3,0 на 1 тыс. родившихся живыми, факт –1,3);
смертность детей в возрасте 0-4 года, на 1000 родившихся живыми (план – 3,9 на 1 тыс. родившихся живыми, факт – 3,2);
смертность детей в возрасте 0-17 лет, на 100 000 детей соответствующего возраста (план – 39,3 на 100 тыс. детей соответствующего возраста, факт – 29,9);
доля преждевременных родов (22–37 недель) в перинатальных центрах (план – 88,6%, факт – 92,8%);
укомплектованность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детям (доля занятых физическими лицами должностей от общего количества должностей в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях), нарастающим итогом: врачами педиатрами (план – 74,3%, факт – 78,5%);
количество (доля) детских поликлиник и детских поликлинических отделений с созданной современной инфраструктурой оказания медицинской помощи детям (план – 95%, факт – 100%);
число выполненных детьми посещений детских поликлиник и поликлинических подразделений, в которых созданы комфортные условия пребывания детей и дооснащенных медицинским оборудованием, от общего числа посещений детьми детских поликлиник и поликлинических подразделений (план – 90%, факт – 100%);
доля посещений детьми медицинских организаций с профилактическими целями (план – 57%, факт – 62,4%);
доля взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0 - 17 лет с впервые в жизни установленными диагнозами болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (план – 80%, факт – 89,8%);
доля взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0-17 лет с впервые в жизни установленными диагнозами болезней глаза и его придаточного аппарата (план – 80%, факт – 85,8%);
доля взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0-17 лет с впервые в жизни установленными диагнозами болезней органов пищеварения (план – 80%, факт – 87,5%);
доля взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0-17 лет с впервые в жизни установленными диагнозами болезней органов кровообращения (план – 80%, факт – 90,7%);
доля взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0-17 лет с впервые в жизни установленными диагнозами болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ (план – 80%, факт – 91,5%).
Риски реализации регионального проекта
В отчетном периоде риски реализации регионального проекта не выявлены.
Основные задачи реализации регионального проекта на 2023 год:
охват профилактическими медицинскими осмотрами не менее 79% детей в возрасте 15–17 лет, не менее 95,5% детей в возрасте 0-17 лет;
оказание медицинской помощи в период беременности, родов и в послеродовый период за счет родовых сертификатов не менее 61,2 тыс. женщин (нарастающим итогом с 2019 года);
повышение квалификации в симуляционных центрах не менее 87 специалистов республики в области перинатологии, неонатологии и педиатрии.
N5. Региональный проект Чувашской Республики
«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»
Региональный проект направлен на ликвидацию кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, за счет реализации дополнительных мер социальной поддержки медработников, а также перераспределения кадров между стационарным и амбулаторным звеном и переобучения врачей профицитных специальностей.
К 2025 году в систему непрерывного медицинского образования будут вовлечены не менее 17,6 тыс. медицинских работников.
Финансовое обеспечение регионального проекта в 2019-2024 годах составляет 170,58 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 38,49 млн. рублей, внебюджетные источники – 132,09 млн. рублей.
В 2023 году на реализацию проекта предусмотрено 41,39 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 13,39 млн. рублей, внебюджетные источники – 28,0 млн. рублей.
Кассовое исполнение по состоянию на 01.09.2023 составило 30,77 млн. рублей (или 74,33% от плана), в том числе средства республиканского бюджета Чувашской Республики –9,51 млн. рублей, внебюджетные источники – 21,25 млн. рублей.
Заключение государственных контрактов по проекту не предусмотрено.
В целях ликвидации кадрового дефицита среднего медицинского персонала c 2020 года увеличены контрольные цифры приема в БПОУ «Чебоксарский медицинский колледж» Минздрава Чувашии по направлениям подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики до 250 человек (приказ Минздрава Чувашии от 03.03.2020 № 310). С 2019 года на базе данного учреждения функционирует центр содействия трудоустройству выпускников.
В марте т.г. определена потребность во врачах и средних медицинских работниках в государственных медицинских организациях Чувашской Республики на 2023 год, в том числе участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи, онкологической помощи, в мероприятиях сосудистой программы (приказ Минздрава Чувашии от 23.03.2023 № 453).
В первом квартале 2023 года в Минздрав России направлена актуализированная заявка на согласование квоты по образовательным программам высшего образования на 2023-2024 учебные годы по программам специалитета и ординатуры. По состоянию на 01.09.2023 заключено 103 договора по целевому обучению по программам специалитета и 78 договоров по программам ординатуры.
В целях компенсации части оплаты жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности Чувашской Республики, 3,2 тыс. медицинских работником получают ежемесячную выплату в размере 1377 рублей (в январе-августе 2023 года на эти цели направлено 9,51 млн. рублей).
На стипендии студентам и ординаторам, обучающимся в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования (стипендии в размере 3000 и 5000 рублей соответственно) и среднего профессионального образования (стипендии в размере 2000 рублей), мер социальной поддержки направлено 21,25 млн. рублей.
Кроме того, реализуется ряд мероприятий по социальной поддержке медицинских работников:
предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья (до 70% от стоимости жилья), с 2003 г. улучшили свои жилищные условия 370 медицинских работника;
выделение служебного жилья (предоставлено 29 служебных помещений медицинским работникам);
возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам) в размере 4 процентов годовых (получают 3 медицинских работника);
предоставление жилых помещений по договору найма медицинским работникам из числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также предоставление жилых помещений специалистам, приглашенным из других субъектов РФ для работы в медицинских организациях, не имеющим жилого помещения для проживания в населенном пункте по месту работы (воспользовались 132 работника);
предоставление (с апреля 2020 года) ипотечных кредитов на льготных условиях медицинским работникам в рамках реализации государственной программы ЧР «Комплексное развитие сельских территорий ЧР» (возмещение части затрат на уплату процентов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам) в целях снижения процентной ставки по кредитному договору с 3 до 0,1 процента годовых), воспользовался 31 работник (в том числе в 2022 году – 9 человек);
предоставление многодетным семьям земельных участков, воспитывающим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в том числе медицинским работникам (воспользовались 147 медицинских работников);
субсидирование и рефинансирование ипотечных (жилищных) кредитов (в 2023 году предоставлено 5 медицинским работникам);
предоставление в первоочередном порядке мест детям медицинских работников в дошкольных и образовательных и образовательных организациях (предоставлено 422 места детям медицинских работников, в том числе в 2023 году – 16 мест);
единовременная денежная выплата в размере 200 тыс. рублей врачам первичного звена (с 2016 года воспользовались 142 врача, в том числе в 2022 – 20);
единовременные компенсационные выплаты в рамках реализации федеральной программы «Земский доктор», «Земский фельдшер». С 2012 года предоставлены 653 врачам и 153 фельдшерам (в том числе в 2023 году – 23 врачам и 13 фельдшерам).
За январь-август 2023 года во всероссийской системе сбора и распределения контента по реализации нацпроектов в регионах (СРК) было размещено 103 публикации о реализации регионального проекта.
Реализация регионального проекта осуществляется согласно утвержденному плану мероприятий, подтверждающие документы по выполнению мероприятий в отчетном периоде имеются.
В 2023 году в рамках регионального проекта предусмотрено достижение 10 целевых показателей, по предварительным данным медицинских организаций за январь-август 2023 г.:
обеспеченность населения врачами, работающими в государственных медицинских организациях (план – 46,4 на 10 тыс. населения, факт – 48,03);
обеспеченность населения врачами, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (план – 27,6 на 10 тыс. населения, факт – 27,26);
обеспеченность медицинскими работниками, оказывающими скорую медицинскую помощь (план – 7,3 на 10 тыс. населения, факт – 7,67);
обеспеченность населения врачами, оказывающими специализированную медицинскую помощь (план – 16,8 на 10 тыс. населения, факт – 16,09);
обеспеченность средними медицинскими работниками, работающими в государственных медицинских организациях (план – 107,1 на 10 тыс. населения, факт – 101,76);
укомплектованность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачами (план – 92,1%, факт – 75,95%);
укомплектованность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, средними медицинскими работниками (план – 91,8%, факт – 77,9%);
укомплектованность фельдшерских пунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий медицинскими работниками (план – 85,2%, факт – 80,76%);
число специалистов, участвующих в системе непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, тыс. человек нарастающим итогом (план – 17,522 тыс. человек, факт – 18,126).
Численность врачей на 01.09.2023 составила 5635 при плане на 2023 год – 5572 человек (данные Федерального регистра медицинских работников ЕГИСЗ).
Риски реализации регионального проекта
В связи с оттоком среднего медицинского персонала в медицинских организациях республики (недостаточный процент трудоустройства выпускников, завершивших обучение, увольнение специалистов по собственному желанию, а также временное увольнение медицинских работников пенсионного возраста для перерасчета пенсии), а также увольнением специалистов в связи с выходом на пенсию, в 2023 году сохраняются риски недостижения результатов «Увеличена численность средних медицинских работников, работающих в государственных медицинских организациях» (на 01.09.2023 численность среднего медицинского персонала составила 11938 при плане на 2023 год – 12854 чел.) и «Численность врачей и средних медицинских работников в государственных медицинских организациях составляет не менее 5,658 и 12,952 тыс. специалистов соответственно» (на 01.09.2023 численность врачей и среднего медицинского персонала составила 17573 при плане на 2023 год – 18426 чел.) и, соответственно, показателей «Обеспеченность средними медицинскими работниками, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях», «Укомплектованность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачами», «Укомплектованность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, средними медицинскими работниками» и «Укомплектованность фельдшерских пунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий медицинскими работниками».
Основные задачи реализации регионального проекта на 2023 год:
привлечение и трудоустройство не менее 18426 врачей и средних медицинских работников (5572 врачей и 12854 средних медицинских работников) в государственные медицинские организации республики;
число специалистов, участвующих в системе непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, не менее 17,522 тыс. человек.
N7. Региональный проект Чувашской Республики «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»
Региональный проект направлен на реализацию мероприятий по созданию механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой системы и внедрения цифровых технологий и платформенных решений, включая приобретение компьютерного и сетевого оборудования (оснащение 8193 АРМ медицинских работников), развитие телемедицины и модернизации информационных систем, что позволит создать единый цифровой контур в сфере здравоохранения, интегрированный с федеральными системами.
Финансовое обеспечение регионального проекта в 2019-2024 годах составляет 1176,42 рублей, в том числе средства федерального бюджета – 1057,72 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 10,69 млн. рублей, средства обязательного медицинского страхования – 108,01 млн. рублей.
В 2023 году на реализацию проекта предусмотрено 83,56 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 56,19 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 0,57 млн. рублей, средства обязательного медицинского страхования – 26,8 млн. рублей.
Кассовое исполнение по состоянию на 01.09.2023 составляет 74,63 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 56,19 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 0,57 млн. рублей, средства обязательного медицинского страхования – 17,87 млн. рублей.
В рамках регионального проекта в 2023 году планируется заключить 10 государственных контрактов на общую сумму 56,76 млн рублей на мероприятия по модернизации и развитию Республиканской медицинской информационной системы (РМИС), обеспечению информационного взаимодействия с подсистемами единой государственной информационной системы здравоохранения, межведомственное взаимодействие, в целях оказания медицинской помощи и электронных услуг (сервисов) для граждан в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг. По состоянию на 01.09.2023 т.г. заключены 9 государственных контрактов на доработку и сопровождение подсистем РМИС на общую сумму 47,76 млн. рублей, 1 контракт на сумму 8,80 млн. рублей находится на стадии подписания.
С начала реализации регионального проекта утвержден План дооснащения медицинских организаций, включая их структурных подразделений (в том числе ФАП и ФП, подключенные к сети «Интернет»), информационно-телекоммуникационным оборудованием на 2019-2024 годы (приказ Минздрава Чувашии от 04.03.2019 № 304).
Кроме того, приказами Минздрава Чувашии в январе 2023 года утверждены:
план по доработке компонентов Республиканской медицинской информационной системы поликлинического сегмента для обеспечения соответствия единым требованиям Минздрава России (приказ Минздрава Чувашии от 31.01.2023 № 108);
план по доработке компонентов Республиканской медицинской информационной системы стационарного сегмента для обеспечения соответствия единым требованиям по взаимодействию с вертикально интегрированной медицинской информационной системой (приказ Минздрава Чувашии от 31.01.2023 № 105);
план по доработке и развитию компонентов регионального сегмента единой государственной информационной системы в части расширения формируемых структурированных медицинских сведений в ВИМИС «Акушерство и гинекология» и «Неонатология» (приказ Минздрава Чувашии от 31.01.2023 № 104);
план по доработке и развитию компонентов регионального сегмента единой государственной информационной системы в части расширения формируемых структурированных медицинских сведений в ВИМИС «Профилактическая медицина» (приказ Минздрава Чувашии от 31.01.2023 № 106);
план по подсистем Республиканской медицинской информационной системы целью обеспечения формирования структурированных электронных медицинских документов и их регистрации в подсистеме «Реестр электронных медицинских документов» единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (приказ Минздрава Чувашии от 31.01.2023 № 102).
За январь-август 2023 года во всероссийской системе сбора и распределения контента по реализации нацпроектов в регионах (СРК) было размещено 61 публикаций о реализации регионального проекта.
Реализация регионального проекта осуществляется согласно утвержденному плану мероприятий, сроки выполнения контрольных точек и мероприятий соблюдаются.
В 2023 году предусмотрено достижение 6 целевых показателей, по предварительным данным медицинских организаций за январь-август 2023 г.:
доля медицинских организаций государственной системы здравоохранения, использующих медицинские информационные системы для организации и оказания медицинской помощи гражданам, обеспечивающих информационное взаимодействие с ЕГИСЗ (план – 100%, факт –99%);
доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно (план – 56%, факт – 100%);
доля граждан, являющихся пользователями ЕПГУ, которым доступны электронные медицинские документы в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» по факту оказания медицинской помощи за период (план – 65%, факт – 94,9%);
доля случаев оказания медицинской помощи, по которым предоставлены электронные медицинские документы в подсистеме ЕГИСЗ за период (план – 86%, факт – 417%);
доля медицинских организаций государственной системы здравоохранения, подключенных к централизованным подсистемам государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации (план – 100%, факт – 100%);
число граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами) в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг (план – 236,47 тыс. человек, факт – 243,71).
Риски реализации регионального проекта
В отчетном периоде риски реализации регионального проекта не выявлены.
Основные задачи реализации регионального проекта на 2023 год:
проведение работ по модернизации и развитию РМИС на соответствие требованиям Минздрава России.
N8. Региональный проект Чувашской Республики
«Развитие экспорта медицинских услуг»
Цель регионального проекта – увеличение объема экспорта медицинских услуг в Чувашской Республике не менее, чем в 4 раза по сравнению с 2017 годом на период до 2024 года.
Основной задачей регионального проекта является внедрение системы мониторинга статистических данных медицинских организаций по объему оказания медицинских услуг иностранным гражданам, второй – проведение ежегодных коммуникационных мероприятий, направленных на информирование иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Чувашской Республики.
Финансовое обеспечение и заключение государственных контрактов в рамках проекта не предусмотрено.
В реализации регионального проекта участвуют медицинские организации, находящиеся в ведении Министерства, в том числе ведущие: Президентский перинатальный центр, Республиканская детская клиническая больница, Республиканская клиническая офтальмологическая больница, Республиканский клинический онкологический диспансер, Республиканская клиническая больница, Республиканский кардиологический диспансер, все стоматологические поликлиники и другие.
С учетом того, что финансирование коммуникационных мероприятий в рамках данного проекта не предусмотрено, активная работа по информированию иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Чувашской Республики, осуществляется на официальных сайтах медицинских организаций, через социальную сеть «Вконтакте», а также в рамках межведомственного взаимодействия (созданы презентационные материалы на русском и английском языках о медицинском туризме в республике, ролики о ведущих медицинских организациях республики, баннеры о медицинских услугах для потенциальных клиентов на сайтах медицинских организаций и официальном сайте Минздрава Чувашии, брошюры, листовки, буклеты и др. раздаточные материалы по медицинскому туризму, в декабре 2019 г. в г. Москва Чувашия приняла участие в выставочной экспозиции «MedTravelExpo-2019» на форуме «Российская неделя здравоохранения», в июне 2020 года специалисты медорганизаций приняли участие во Всероссийской онлайн-конференции по медицинскому туризму «Медицинский туризм. Перезагрузка», в октябре 2021 года на площадке ВДНХ в г. Москва Чувашская Республика приняла участие в Международной выставке «Медицинский туризм» с трансляцией видеоматериала «Медицинский туризм в Чувашской Республике», в 2022 году видеоматериал «Медицинский туризм в Чувашской Республике» переведен на английский язык и стал победителем Всероссийского конкурса Med Travel Leader, который проводился в рамках реализации «Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года).
Важнейшей платформой по продвижению акций и информации является медицинский портал «Здоровая Чувашия», который является единой точкой входа на сайты всех медицинских организаций республики.
В рамках проекта организована деятельность отраслевого проектного офиса при Министерстве, основной функцией которого является координация реализации данного проекта, а также приказом Минздрава Чувашии от 29.06.2020 № 1107 создана рабочая группа по реализации регионального проекта Чувашской Республики «Развитие экспорта медицинских услуг». Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости.
За январь-август 2023 года во всероссийской системе сбора и распределения контента по реализации нацпроектов в регионах (СРК) было размещено 14 публикаций о реализации регионального проекта.
Реализация регионального проекта осуществляется согласно утвержденному плану мероприятий, риски реализации регионального проекта не выявлены.
В 2023 году предусмотрено достижение 2 целевых показателей, по предварительным данным медицинских организаций за январь-август 2023 г.:
количество пролеченных иностранных граждан, тыс. человек (план – 18,45 тыс. человек, факт – 20,982 тыс. человек, в том числе в январе-августе 2023 г. – 4,487 тыс. человек);
увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом (план – 0,27 млн. долларов, факт – 0,232 млн. долларов, в январе-августе 2023 г. отрицательная динамика в связи с резким ростом курса доллара США).
В соответствии с приказом Минздрава России от 01.09.2021 № 898 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг», входящего в национальный проект «Здравоохранение» показатели рассчитываются без учета иностранных граждан, которым оказаны медицинские услуги медицинскими организациями за счет средств обязательного медицинского страхования. В соответствии с письмом Минздрава России от 19.01.2022 № 21-2/48 учет количества пролеченных иностранных граждан в 2023 году представляются с нарастающим итогом с января 2021.
Основные задачи реализации регионального проекта на 2023 год:
ежегодная реализация программы коммуникационных мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах, оказываемых на территории Чувашской Республики;
оказание медицинской помощи не менее 18,45 тыс. иностранным гражданам;
увеличение объема экспорта медицинских услуг до 0,27 млрд. долларов США.
N9. Региональный проект Чувашской Республики
«Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации»
Региональный проект направлен на обеспечение доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи для жителей малых населенных пунктов и отдаленных территорий республики в результате реализации мероприятий по строительству 81 объекта капитального строительства (2022 г. – 5, 2023 г. – 29, 2024 г. – 29, 2025 г. – 18), капитального ремонта 113 объектов здравоохранения (2022 г. – 39, 2023 г. – 13, 2024 г. – 10, 2025 г. – 51), закупке 400 ед. оборудования (2022 г. – 125, 2023 г. – 155, 2025 г. – 120), приобретения 90 ед. автомобильного транспорта в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (2022 г. – 48, 2023 г. – 42).
Финансовое обеспечение регионального проекта в 2022-2024 годах составляет 3341,44 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 2603,54 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 737,90 млн. рублей.
В 2023 году на реализацию проекта предусмотрено 1338,65 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 835,15 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 503,49 млн. рублей.
Кассовое исполнение по состоянию на 01.09.2023 составило 682,80 млн. рублей (или 51,0 % от плана), в том числе средства федерального бюджета – 473,06 млн. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 209,74 млн. рублей.
В рамках регионального проекта в 2023 году запланированы следующие мероприятия:
- строительство 29 объектов капитального строительства на сумму 481,91 млн. рублей, в том числе 22 фельдшерско-акушерских пункта стоимостью и 7 врачебных подразделений (заключены 29 контрактов на строительные работы и 15 контрактов на оснащение оборудованием объектов строительства на сумму 416,01 млн. рублей), освоено 226,08 млн. рублей, или 46,9% от плана;
- капитальный ремонт 25 объектов здравоохранения (в том числе 12 объектов 2022 года) на общую сумму 293,49 млн. рублей, включая 2 фельдшерско-акушерских пункта, 13 отделений врача общей практики, 7 врачебных амбулаторий, 1 поликлинику, 2 стационара (заключены 25 госконтрактов на общую сумму 283,96 млн. рублей, в том числе 12 переходящих с 2022 года), освоено 186,65 млн. рублей, или 65,7 % от плана. Работы завершены на 11 объектах 2022 года, они введены в эксплуатацию, на 14 объектах работы продолжаются;
- оснащение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, 155 ед. медицинского оборудования на общую сумму 145,31 млн. рублей (заключены 9 госконтрактов на приобретение 155 ед. медицинского оборудования (60 автоматических дефибрилляторов, 71 электрокардиограф, 2 передвижных рентгеновских цифровых аппарата, 4 передвижных аппарата УЗИ, 1 системы рентгеновской, 4 кольпоскопа, 4 рентгена стационарного, 2 эндоскопа и 7 анализаторов газов крови) общей стоимостью 136,09 млн. рублей), освоено 114,18 млн. рублей, или 78,6 % от плана. Поставлено и введено в эксплуатацию 148 ед. медицинского оборудования (60 автоматических дефибрилляторов 71 электрокардиограф, 7 анализаторов газов крови, 4 кольпоскопа, 4 передвижных аппарата УЗИ, 2 передвижных рентгеновских цифровых аппарата);
- приобретение 42 ед. автомобильного транспорта для медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в том числе для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для доставки лекарственных препаратов жителям отдаленных населенных пунктов на сумму 63,0 млн. рублей (контракт на сумму 39,59 млн. рублей заключен 27.03.2023, поставка осуществлена 14.04.2023), освоено 39,59 млн. рублей, или 62,8 %;
- продолжение работ по строительству нового здания поликлиники БУ «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г. Григорьева» Минздрава Чувашии стоимостью 681,40 млн. рублей, которое продлится 3 календарных года (срок ввода в эксплуатацию в ноябре 2024 года). В 2023 году на данный объект планируется направить 223,20 млн. рублей, освоено 107,52 млн. рублей, или 48,2%;
- проектно-изыскательские работы по объектам капитального строительства на сумму 16,22 млн. рублей, заключены 10 госконтрактов на сумму 16,22 млн. рублей, освоено 1,28 млн. рублей, или 0,1%;
опережающее строительство 19 объектов капитального строительства 2024 года на сумму 102,49 млн. рублей;
опережающий капитальный ремонт 2 объектов здравоохранения 2024 года на сумму 13,04 млн. рублей.
За январь-август 2023 года во всероссийской системе сбора и распределения контента по реализации нацпроектов в регионах (СРК) было размещено 131 публикаций о реализации регионального проекта.
Реализация регионального проекта осуществляется согласно утвержденному плану мероприятий, подтверждающие документы по выполнению мероприятий в отчетном периоде имеются.
В 2023 году предусмотрено достижение 4 целевых показателей, по предварительным данным медицинских организаций за январь-август 2023 г.:
число посещений сельскими жителями медицинских организаций на 1 сельского жителя в год (план – 12,32 посещений, факт – 8,59);
доля зданий медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, находящихся в аварийном состоянии, требующих сноса, реконструкции и капитального ремонта (план – 22,6, факт – 21,1%);
доля оборудования в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, со сроком эксплуатации свыше 10 лет от общего числа данного вида оборудования (план – 46,4%, факт – 49%);
оценка общественного мнения по удовлетворенности населения медицинской помощью (план – 50%, факт – 51,1%).
Риски реализации регионального проекта
В отчетном периоде риски реализации регионального проекта не выявлены.
Основные задачи реализации регионального проекта на 2023 год:
ввод в эксплуатацию 29 объектов капитального строительства;
капитальный ремонт 13 объектов здравоохранения;
приобретение 155 ед. медицинского оборудования и 42 ед. автомобильного транспорта для медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
ИНФОРМАЦИЯ
о ходе реализации региональных проектов, направленных на реализацию национального проекта «Демография»,
за январь-август 2023 года
В рамках национального проекта «Демография» реализуется 5 федеральных проектов, на основе которых в государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет» сформированы и утверждены паспорта региональных проектов:
«Финансовая поддержка семей при рождении детей» (отв.: Минтруд Чувашии)
«Содействие занятости» (отв.: Минтруд Чувашии, Минобразования Чувашии)
«Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» (отв.: Минтруд Чувашии, Минздрав Чувашии)
«Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» (отв.: Минздрав Чувашии)
«Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» (отв.: Минспорт Чувашии).
Минздрав Чувашии участвует в реализации регионального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», а также в реализации отдельных мероприятий регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения».
В рамках национального проекта между Минздравом России и Минздравом Чувашии заключено соглашение о реализации на территории Чувашской Республики регионального проекта, направленного на достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», а также соглашение между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Минздравом России о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики на реализацию мероприятий регионального проекта Чувашской Республики «Старшее поколение».
В 2019-2024 годах на реализацию мероприятия «Лица старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающие в организациях социального обслуживания, прошли вакцинацию против пневмококковой инфекции» регионального проекта Чувашской Республики «Старшее поколение» предусмотрено 2,62 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
В 2023 году на указанное мероприятие направлено 0,18 млн. рублей.
Региональный проект Чувашской Республики
«Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»
(«Укрепление общественного здоровья»)
Цель регионального проекта – увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.
Финансовое обеспечение и заключение государственных контрактов в рамках проекта не предусмотрено.
С 2020 года на базе БУ «Республиканский центр медицинской профилактики, лечебной физкультуры, и спортивной медицины» Минздрава Чувашии организован и функционирует Республиканский центр общественного здоровья и медицинской профилактики, основной функцией которого является организация межведомственного взаимодействия по вопросам укрепления и сохранения здоровья, участие в разработке и реализации региональных и корпоративных программ укрепления общественного здоровья на территории республики.
В 2023 году продолжена реализация Плана мероприятий информационно-коммуникационной кампании по реализации регионального проекта Чувашской Республики «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», утвержденного министром здравоохранения Чувашской Республики. В рамках Плана в январе-июле 2023 года в средствах массовой информации размещено 549 радиопередач и 138 телесюжетов (Национальная телерадиокомпания, ГТРК «Чувашия»), 335 статей в республиканских, районных и городских газетах. Ведется активная работа в социальных сетях, за 7 месяцев 2023 года размещено более 1600 публикаций на сайтах и в социальных сетях.
К 2025 году в каждом муниципальном образовании Чувашской Республики будут внедрены муниципальные программы по укреплению общественного здоровья населения (в 2023 году участвуют не менее 92,3% муниципалитетов республики), а также модельные корпоративные программы, содержащие наилучшие практики по укреплению здоровья работников.
С начала реализации регионального проекта разработаны и утверждены 26 муниципальные программы в городах и районах республики (гг. Алатырь (2020),Канаш (2023), Новочебоксарск (2020), Чебоксары (2020), и Шумерля (2021), Алатырский (2020), , Аликовский (2020), Батыревский (2021), Вурнарский (2020), Ибресинский (2021), Канашский (2020), Козловский (2021), Красночетайский (2021), Красноармейский (2021), Комсомольский (2021), Мариинско-Посадский (2021), Моргаушский (2021), Порецкий (2021), Урмарский (2022), Цивильский (2022), Чебоксарский (2020), Шемуршинский (2021), Шумерлинский(2023), Яльчикский (2021), Янтиковский (2020) и Ядринский (2022) районы). По состоянию на 01.07.2023 доля муниципалитетов, реализующих программы по укрепления общественного здоровья (контрольная точка регионального проекта «разработаны и утверждены муниципальные программы общественного здоровья»), составляет – 100% при плане 80%.
На 6 предприятиях республики (АО «Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева», ООО «Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры», МУП «Чебоксарское троллейбусное управление», филиал Марий Эл и Чувашии АО «Т Плюс», АО «ЭЛАРА») и в Бюджетном учреждении Чувашской Республики «Национальная библиотека Чувашской Республики» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики внедрены и реализуются модельные корпоративные программы «Укрепление здоровья работающих», основными направлениями которых являются «Повышение физической активности», «Здоровое питание и рабочее место», «Профилактика потребления табака», «Снижение потребления алкоголя с вредными последствиями», «Сохранение психологического здоровья и благополучия».
Кроме того, в рамках проекта реализуется проект «Развитие волонтерского движения «Здоровые зубы – здоровые дети – здоровая нация», а также мероприятия по формированию здорового образа жизни населения республики, профилактике и контролю неинфекционных заболеваний (распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.09.2019 № 823-р).
За январь-август 2023 года во всероссийской системе сбора и распределения контента по реализации нацпроектов в регионах (СРК) было размещено 31 публикаций о реализации регионального проекта.
В 2023 году предусмотрено достижение 2 основных показателей, по предварительным данным за январь-август 2023 г.:
«Темп прироста первичной заболеваемости ожирением» (план – 4,1%, факт – 2,1%), прирост в отчетном периоде отсутствует;
показатель «Розничные продажи алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола)» (план – 5,5 литра на душу населения, предварительные данные Минэкономразвития Чувашии на 01.09.2023 – 4,39). Показатель рассчитывается Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования) ежеквартально.
Реализация регионального проекта осуществляется согласно утвержденному плану мероприятий, сроки выполнения контрольных точек и мероприятий соблюдаются.
Основные задачи реализации регионального проекта на 2023 год:
реализация информационно-телекоммуникационной кампании для населения по формированию приверженности к здоровому образу жизни;
внедрение муниципальных программ по укреплению здоровья населения в муниципальных образованиях Чувашской Республики (не менее 80%).
Региональный проект Чувашской Республики
«Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения»
(«Старшее поколение»)
В рамках регионального проекта Минздрав Чувашии участвует в реализации отдельных мероприятий проекта, направленных на профилактику и раннее выявление когнитивных нарушений у лиц пожилого и старческого возраста, профилактику падений и переломов, а также совершенствование медицинской помощи по профилю «гериатрия».
Финансовое обеспечение мероприятия по вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, в 2019-2024 годах составляет 2,67 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
В 2023 году на мероприятие предусмотрено 0,18 млн. рублей, кассовое исполнение по состоянию на 01.09.2023 отсутствует (план по вакцинации составляет 137 чел., проживающих в организациях социального обслуживания).
С 2019 года на базе БУ «Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн» Минздрава Чувашии организован и функционирует Региональный гериатрический центр, который оказывает консультативную медицинскую помощь населению пожилого и старческого возраста и лицам с признаками старческой астении.
Амбулаторно-поликлиническая помощь взрослому населению Чувашской Республики по профилю «гериатрия» предоставляется по территориальному принципу в 31 медицинской организации республики.
Специализированная медицинская помощь оказывается в медицинских организациях по территориально-участковому принципу, а также на 101 геронтологической койке (на 01.09.2023 количество госпитализированных пациентов старше трудоспособного возраста составило 1496 человек).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь организована в 11 кабинетах приема врача-гериатра (на 01.09.2023 количество посещений гражданами старше трудоспособного возраста составило 4677).
За январь-август 2023 года во всероссийской системе сбора и распределения контента по реализации нацпроектов в регионах (СРК) было размещено 23 публикации о реализации регионального проекта.
В 2023 году предусмотрены 3 показателя, за достижение которых ответственным является Минздрав Чувашии, по предварительным данным за январь-август 2023 г.:
уровень госпитализации на геронтологические койки лиц старше 60 лет на 10 тыс. населения соответствующего возраста (план – 55,6 на 10 тыс. населения, факт – 53,04);
охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию (план – 65,3%, факт – 54%);
доля лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением (план – 80%, факт – 81,4%).
Основные задачи реализации регионального проекта на 2023 год:
уровень госпитализации на геронтологические койки лиц старше 60 лет на 10 тыс. населения соответствующего возраста (не менее 55,6 на 10 тыс. населения);
охват профилактическими осмотрами и диспансеризацией лиц старше трудоспособного возраста (не менее 65,3%);
не менее 80% лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находятся под диспансерным наблюдением;
вакцинация против пневмококковой инфекции лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания (не менее 95%).