Приказ Министерства здравоохранения Чувашской Республики от 15 февраля 2019 года №194 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольном комплаенсе) в Министерстве здравоохранения Чувашской Республики"
О системе внутреннего обеспечения
соответствия требованиям антимоно-
польного законодательства (антимоно-
польном комплаенсе) в Министерстве
здравоохранения Чувашской Республики
В целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г.
№ 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»
п р и к а з ы в а ю:
1. Создать в Министерстве здравоохранения Чувашской Республики систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольном комплаенсе).
2. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Министерстве здравоохранения Чувашской Республики системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).
3. Отделу кадрового обеспечения ознакомить государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Чувашской Республики в Министерстве здравоохранения Чувашской Республики, с настоящим приказом.
4. Контроль за исполнением настоящегоприказа оставляю за собой.
Министр В.Н. Викторов
Утверждено приказом
Министерства здравоохранения
Чувашской Республики
от «___»_________2019 г. № ___
Положение
об организации в Министерстве здравоохранения Чувашской Республики системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).
I. Общие положения
1.1. Положение об организации в Министерстве здравоохранения Чувашской Республики системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) (далее – Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – Министерство) требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
1.2. Для целей Положения используются следующие понятия:
«антимонопольное законодательство» - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона «О защите конкуренции№, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный Банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
«антимонопольный комплаенс» - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения»;
«доклад об антимонопольном комплаенсе» - документ, содержащий информацию об организации в Министерстве антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
«нарушение антимонопольного законодательства» - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
«риски нарушения антимонопольного законодательства» («комплаенс-ристки») - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
«отчетный период» – календарный год.
II, Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Функции Министерства, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между отделом кадрового обеспечения и отделом материально-ресурсного обеспечения.
2.2. К компетенции отдела кадрового обеспечения относятся следующие функции:
а) ознакомление с Положением граждан Российской Федерации при поступлении на государственную гражданскую службу Чувашской Республики в Министерстве;
б) инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности государственных гражданских служащих Чувашской Республики, занимающих должности государственной гражданской службы Чувашской Республики в Министерстве (далее – гражданские служащие) требованиям антимонопольного законодательства, и участие в них в порядке, установленном законодательством и приказом Министерства;
в) выявление конфликта интересов в деятельности гражданских служащих структурных подразделений Министерства, разработка рекомендаций по их исключению;
г) проведение проверок в случаях, предусмотренных пунктом 3.11 Положения.
2.3. К компетенции отдела материально-ресурсного обеспечения относится исполнение следующих функций:
а) подготовка и представление министру здравоохранения Чувашской Республики (далее – министру) или лицу, исполняющему его обязанности, на подпись правовых актов, направленных на организацию и функционирование антимонопольного комплаенса;
б) исполнение поручений Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики и Администрации Главы Чувашской Республики, связанных с организацией антимонопольного комплаенса.
2.4. К совместной компетенции отдела кадрового обеспечения и отдела материально-ресурсного обеспечения относится:
а) мониторинг исполнения мероприятий плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Министерства (далее – план мероприятий по снижению комплаенс-рисков);
б) оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
в) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
г) консультирование гражданских служащих по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенсам;
д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) информирование министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
ж) разработка и внесение на утверждение министра карты комплаенс-рисков Министерства;
з) разработка и внесение на утверждение министра ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
и) разработка и внесение на утверждение министра плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
к) подготовка для министра доклада об антимонопольном комплаенсе;
л) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
м) организация систематического обучения работников Министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
III. Выявление и оценка комплаенс-рисков
3.1. В целях выявления комплаенс-рисков ежегодно осуществляются следующие мероприятия:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства;
б) анализ нормативных правовых актов Чувашской Республики, ответственным за реализацию которых является Министретсво (далее – нормативные правовые акты);
в) анализ проектов нормативных правовых актов, разработанных Министерством (далее – проекты нормативных правовых актов);
г) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
3.2. Для осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 3.1 Положения, руководители структурных подразделений Министерства обеспечивают представление в отдел материально-ресурсного обеспечения соответствующих сведений в срок не позднее 15 января года, следующего за отчетным.
3.3. По результатам мероприятий, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 Положения, отдел материально-ресурсного обеспечения совместно с отделом кадрового обеспечения в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, осуществляет подготовку:
а) аналитической справки, содержащей результаты проведенного анализа;
б) проекта карты комплаенс-рисков Министерства, подготовленной в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения;
в) проекта ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве, разработанных в соответствии с требованиями, установленными разделом VI Положения;
г) проекта доклада об антимонопольном комплаенсе, подготовленного в соответствии с требованиями, установленными разделом VIII Положения.
3.5. При проведении (не реже одного раза в год) отделом материально-ресурсного обеспечения анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства реализуются следующие мероприятия:
а) сбор в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) формирование перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию Чувашского УФАС России, сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
3.6. При проведении отделом материально-ресурсного обеспечения анализа нормативных правовых актов Министерства реализуются мероприятия:
а) разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Министерства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который размещается на официальном сайте regulation.cap.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в срок не позднее мая отчетного года);
б) размещение на официальном сайте Министерства уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее мая отчетного года);
в) сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в период с мая по август отчетного года);
г) представление министру сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства (в срок не позднее сентября отчетного года).
3.7. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте regulation.cap.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
3.8. При проведении мониторинга и анализа практики правоприменения антимонопольного законодательства реализуются мероприятия:
а) сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в Министерстве (в части соответствующих обзоров и обобщений Министерства);
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве.
3.9. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков Министерства согласно разделу IV Положения.
3.10. Выявление комплаенс-рисков и присвоение каждому комплаенс-риску соответствующего уровня риска осуществляется отделом кадрового обеспечения совместно с отделом материально-ресурсного обнспечения по результатам оценки комплаенс-рисков, включающей в себя этапы: идентификации комплаенс-риска, анализа комплаенс-риска и сравнительной оценки комплаенс-риска.
3.11. Распределение выявленных комплаенс-рисков по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г.
№ 2258-р.
3.12. В случае если в ходе выявления и оценки комплаенс-рисков отделом кадрового обеспечения обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении гражданскими служащими Министерства контрольно-надзорных функций, указанные материалы подлежат дополнительному рассмотрению в порядке, установленном внутренними документами Министерства.
3.13. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.
3.14. Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Карта комплаенс-рисков Министерства
4.1. В карту комплаенс-рисков включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
4.2. Карта комплаенс-рисков Министерства утверждается министром и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
V. План мероприятий («дорожная карта») по снижению
комплаенс-рисков Министерства
5.1. В целях снижения комплаенс-рисков отделом материально-ресурсного обеспечения ежегодно разрабатывается план мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков Министерства. План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков Министерства подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков.
5.2. План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
В плане мероприятий («дорожной карте») по снижению комплаенс-рисков в обязательном порядке должны быть указаны:
- общие меры по минимизации и устранению рисков;
- описание конкретных действий (мероприятий), направленных на минимизацию и устранение комплаенс-рисков;
- ответственное лицо;
- срок исполнения мероприятия.
При необходимости в плане мероприятий («дорожной карте») по снижению комплаенс-рисков могут быть указаны дополнительные сведения:
- необходимые ресурсы;
- календарный план (для многоэтапного мероприятия);
- показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;
- требования к обмену информацией и мониторингу.
5.3. План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков утверждается министром в срок не позднее 31 декабря года, предшествующему году, на который планируются мероприятия.
5.4. Отдел материально-ресурсного обеспечения осуществляет мониторинг исполнения мероприятий плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков Министерства.
5.5. Информация об исполнении плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Ключевые показатели эффективности
антимонопольного комплаенса
6.1. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
6.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как для Министерства в целом, так и для структурных подразделений Министерства.
6.3. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
6.4. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются отделом кадрового обеспечения совместно с отделом материально-ресурсного обеспечения на отчетный год ежегодно в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
6.5. Отдел материально-ресурсного обеспечения ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. Оценка эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется Министерством по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
7.2. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса Министерство использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
а) карту комплаенс-рисков на отчетный период;
б) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса на отчетный период;
в) план мероприятий («дорожную карту») по снижению комплаенс-рисков на отчетный период.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Отделом материально-ресурсного обеспечения Министерства обеспечивается подписание проекта доклада об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
8.2. Министерство утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
а) информацию о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;
б) информацию об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
в) информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
8.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Министесртвом, размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней с момента его утверждения.
IX. Ознакомление сотрудников Министерства с антимонопольным
комплаенсом. Проведение обучения требованиям антимонопольного
законодательства и антимонопольного комплаенса
9.1. При поступлении на государственную службу в Министерство отдел кадрового обеспечения Министерства обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением.
9.2. Отделом материально-ресурсного обеспечения совместно с отделом правовой и кадровой политики Министерства организуется систематическое обучение сотрудников требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- иные обучающие мероприятия.
9.3. Вводный, (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и Положением проводятся при приеме сотрудников на работу.
Вводный (первичный) инструктаж осуществляется в рамках ежеквартальных семинаров для вновь принятых сотрудников.
9.4. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, приказа об антимонопольном комплаенсе, а также в случае реализации комплаенс-рисков в деятельности Министерства.
Целевой (внеплановый) инструктаж может осуществляться в форме доведения до заинтересованных структурных подразделений информационных сообщений.
9.5. Информация о проведении ознакомления сотрудников с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
X. Ответственность
10.1. Отдел кадрового обеспечения Министерства совместно с отделом материально-ресурсного обеспечения несут ответственность за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10.2. Служащие Министерства несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение внутренних документов, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.