Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Информация о результатах мониторинга состояния и развития конкурентной среды на товарных рынках Чувашской Республики за 2020 год

Результаты мониторинга наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности

В VI квартале 2020 г. проведено социологическое исследование по изучению общественного мнения по теме «Мониторинг административных барьеров и оценка состояния конкурентной среды на приоритетных и социально значимых рынках товаров и услуг Чувашской Республики в 2020 г.» в рамках заключенного контракта от 9 ноября 2020 года № 40 между ООО «АС-Холдинг» (г. Москва) и Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.

В опросе приняло участие 1500 представителей бизнес-сообщества Чувашской Республики, из них 482 функционируют в городах (32,2%) и 1018 в районах (67,8%).

В опросе приняли участие представители 37 отраслевых рынков Чувашской Республики. При этом в совокупность опрошенных респондентов вошли представители как малого, так и среднего и крупного бизнеса. Сведения о количестве респондентов в разрезе товарных рынков приведены в таблице 1.

Таблица 1

Показатель

По выборке

Город

Район

Всего

%

Всего

%

Всего

%

Рынок услуг дошкольного образования

142

9,5

67

13,9

75

7,4

Рынок услуг общего образования

148

9,9

38

7,9

110

10,8

Рынок услуг среднего профессионального образования

29

1,9

22

4,6

7

0,7

Рынок услуг дополнительного образования детей

83

5,5

26

5,4

57

5,6

Рынок услуг детского отдыха и оздоровления

34

2,3

19

3,9

15

1,5

Медицина

59

3,9

27

5,6

32

3,1

Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами

33

2,2

17

3,5

16

1,6

Рынок социальных услуг

 

33

2,2

17

3,5

16

1,6

Рынок психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

2

0,1

0

0,0

2

0,1

Рынок ритуальных услуг

 

20

1,3

10

2,1

10

1,0

Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

2

0,1

1

0,2

1

0,1

Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту

5

0,3

3

0,6

2

0,2

Рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) на рознично

 

5

0,3

2

0,4

3

0,3

Рынок производства электрической энергии (мощности) на розничном

 

1

0,1

0

0,0

1

0,1

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров по муниципальным маршутам

26

1,7

12

2,5

14

1,4

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси

44

2,9

21

4,4

23

2,3

Рынок услуг связи, в том числе услуг по предоставлению интернета

12

0,6

7

1,5

5

0,5

Рынок жилищного строительства

5

0,3

4

0,8

1

0,1

Рынок строительства объектов капитального строительства

5

0,3

2

0,4

3

0,3

Рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования)

 

5

0,3

2

0,4

3

0,3

Рынок архитектурно-строительного проектирования

 

6

0,4

2

0,4

4

0,4

Рынок кадастровых и землеустроительных работ

 

2

0,1

1

0,2

1

0,1

Рынок реализации сельскохозяйственной продукции

 

57

3,8

5

1,0

52

5,1

Рынок племенного животноводства

 

2

0,1

0

0,0

2

0,2

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам

 

20

1,3

5

1,0

15

1,5

Рынок семеноводства

5

0,3

0

0,0

5

0,5

Рынок вылова водных биоресурсов

20

1,3

2

0,4

18

1,8

Рынок товарной аквакультуры

5

0,3

3

0,6

2

0,2

Рынок добычи общераспространенных полезных ископаемых

10

0,7

4

0,8

6

0,6

Рынок легкой промышленности

4

0,3

4

0,8

0

0,0

Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева

50

3,3

0

0,0

50

4,9

Рынок производства строительных материалов (кирпича)

1,0

0,1

1

0,2

0

0

Рынок производства строительных материалов (бетона)

10

0,7

0

0,0

10

1,0

Рынок розничной торговли и рынок нефтепродуктов

391

26,1

75

15,6

316

31

Рынок услуг в сфере наружной рекламы

6

0,4

5

1,0

1

0,1

Рынок культуры

49

3,3

19

3,9

30

2,9

Рынок внутреннего и въездного туризма

18

1,2

8

1,7

10

1,0

Другие рынки

43

2,9

22

4,6

21

2,1

Результаты опроса респондентов бизнес-сообщества Чувашской Республики по оценке конкурентной среды на рынках Чувашской Республики за период 2016-2020 г,г. приведены в табл. 2.

Таблица 2

Динамика уровня конкуренции в Чувашской Республике

по мнению бизнес-сообщества, %

Уровень конкуренции

2020 г.

2019 г.

2018 г.

2017 г.

2016 г.

2020/

2019

2019/

2018 гг.

Нет конкуренции

10,5

2,8

1,2

2,0

2,1

7,7

1,6

Слабая конкуренция

10,5

7,2

8,5

8,3

6,8

3,3

-1,3

Умеренная конкуренция

25,7

43,3

37,3

44,2

35,1

-17,6

6,0

Высокая конкуренция

21,9

23,4

19,2

21,8

16,3

-1,5

4,2

Очень высокая конкуренция

8,9

5,9

5,0

6,7

6,3

3

0,9

Затрудняюсь ответить

22,5

17,3

28,9

16,8

33,4

5,6

-11,6

 

Данные табл. 2 свидетельствуют, что уровень конкуренции в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снизился. Например, снизилось значение показателя «высокая конкуренция». Резко уменьшился показатель «умеренная конкуренция» с 43,3% до 25,7%. При этом отмечен незначительный рост показателя «очень высокая конкуренция» до 8,9% в 2020 г. при  6,3%  в 2016 г.

Интересно отметить, что доля респондентов по критерию «затрудняюсь ответить» носит циклический характер: 22,5% в 2020 г., 17,3% в 2019 г., 28,9% в 2018 г., 16,8% в 2017 г., 33,4% в 2016 г.

Полученные оценки снижения уровня конкуренции в 2020 г. могли явиться следствием влияния пандемии на экономическую активность бизнес-сообщества. В данном случае рынок сам регулирует уровень конкурентной среды и главной задачей регулирующих органов республики является поддержание добросовестной конкуренции на рынках без какого-либо вмешательства.

Оценка уровня конкуренции в разрезе «город – район» приведен в таб.3., показатели оценки конкуренции в городах незначительно отличаются от результатов, полученных в районах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Уровень конкуренции в городах и районах Чувашской Республики

в 2020г, %

 

Уровень конкуренции

В целом%

Город

Район

Нет конкуренции

10,5%

10,2%

10,6%

Слабая конкуренция

10,5%

11,0%

10,2%

Умеренная конкуренция

25,7%

24,3%

26,4%

Высокая конкуренция

21,9%

23,4%

21,3%

Очень высокая конкуренция

8,9%

9,5%

8,5%

Затрудняюсь ответить

22,5%

21,6%

23,0%

Всего

100,0%

100,0%

100,0%

 

В табл. 4 приведены результаты опроса представителей бизнес-сообщества в разрезе товарных рынков.

Очень высокий уровень конкуренции (ответы «высокая» и очень «высокая») наблюдается на рынке жилищного строительства и дорожной деятельности, так ответили 60% опрошенных, на рынках услуг в сфере наружной рекламы, племенного животноводства, по сбору и транспортированию ТКО, легкой промышленности - 50% отпрошенных, на рынке информатизации и связи - 41%, товарной аквакультуры и рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту МКД – 40,0%, рекламной деятельности - 38%, перевозок пассажиров наземным транспортом по муниципальным маршрутам - 34,0%.

Умеренный уровень конкуренции наблюдается на рынке производства строительных материалов и производства электрической энергии, так ответили 100% опрошенных, 50% опрошенных ответили об умеренном уровне конкуренции  на рынках легкой промышленности, племенного животноводства и услуг по сбору и транспортированию ТКО, 40% - на рынке семеноводства, строительства и дорожной деятельности.

Таблица 4

Уровень конкуренции на рынках Чувашской Республики в 2020 г., %

 

Нет

Слабая

Умеренная

Высокая

Очень высокая

Затруд-няюсь ответить

Всего

10,5%

10,5%

25,7%

21,9%

8,9%

22,5%

Рынок услуг дошкольного образования

15%

10%

19%

25%

6%

25%

Рынок услуг общего образования

12%

10%

26%

26%

8%

18%

Рынок услуг среднего профессионального образования

14%

7%

34%

31%

0%

14%

Рынок услуг дополнительного образования детей

10%

13%

29%

24%

4%

20%

Рынок услуг детского отдыха и оздоровления

9%

15%

29%

15%

15%

18%

Рынок медицинских услуг

10%

14%

25%

24%

5%

22%

Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями

8%

8%

25%

22%

13%

25%

Рынок социальных услуг

15%

3%

18%

30%

3%

30%

Рынок психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями

0%

0%

0%

50%

0%

50%

Рынок ритуальных услуг

10%

25%

30%

20%

5%

10%

Рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО

0%

0%

50%

50%

0%

0%

Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту МКД

0%

0%

0%

0%

40%

60%

Рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке э/э и мощности

20%

0%

20%

0%

20%

40%

Рынок производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке э/э и мощности

0%

0%

100%

0%

0%

0%

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам

4%

8%

19%

15%

19%

35%

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам рег перевозок

10%

5%

20%

20%

0%

45%

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси

11%

11%

32%

23%

7%

16%

Рынок жилищного строительства (за исключением ИЖС)

0%

0%

20%

40%

20%

20%

Рынок капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства

0%

0%

40%

20%

20%

20%

Рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования)

0%

0%

40%

60%

0%

0%

Рынок архитектурно-строительного проектирования

33%

0%

33%

0%

0%

33%

Рынок кадастровых и землеустроительных работ

0%

0%

0%

0%

0%

100%

Рынок реализации сельскохозяйственной продукции

7%

4%

39%

16%

7%

28%

Рынок племенного животноводства

0%

0%

50%

0%

50%

0%

Рынок семеноводства

0%

20%

40%

0%

0%

40%

Рынок вылова водных биоресурсов

15%

15%

25%

10%

10%

25%

Рынок товарной аквакультуры

0%

40%

20%

40%

0%

0%

Рынок добычи полезных ископаемых на участках недр местного значения

20%

40%

20%

0%

0%

20%

Рынок легкой промышленности

0%

0%

50%

25%

25%

0%

Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева

12%

4%

32%

16%

14%

22%

Рынок производства строительных материалов (кирпича)

0%

0%

100%

0%

0%

0%

Рынок производства строительных материалов (бетона)

0%

30%

20%

40%

0%

10%

Рынок розничной торговли и рынок нефтепродуктов

10%

12%

24%

20%

9%

24%

Рынок услуг связи, в том числе услуг по предоставлению Интернета

8%

8%

33%

33%

8%

8%

Рынок услуг в сфере наружной рекламы

17%

17%

0%

50%

0%

17%

Рынок культуры

10%

2%

29%

25%

14%

20%

Рынок внутреннего и въездного туризма

6%

22%

28%

17%

6%

22%

Другие рынки

12%

12%

28%

21%

19%

9%

 

Сравнение показателей уровня конкуренции за 2019 и 2020 г.г. осложнено разницей формирования вопросов анкеты. Показателям 2019 года было больше присуще укрупнение рыночных сегментов по видам деятельности, например, рынок обрабатывающих производств, рынок образования, рынок перевозок наземным транспортом, в то время, как в 2020 г. использовались более узкие рыночные сегменты.

Можно сказать, что рынок рекламы стал более конкурентным: если высокую конкуренцию в 2019 году отмечали 33%, то в 2020 г. этот показатель достиг 50%.

На рынке туризма умеренную конкуренцию в 2019 г. отметило 57,1%, а в 2020 г. – 28%, при этом высокую конкуренцию отметило в 2020 г. 17% против 14,3% в 2019 г.

На рынке предоставления услуг связи ситуация практически не изменилась: высокую конкуренцию в 2019г. отмечали 34,5%, в 2020 г. – 33%, очень высокую конкуренцию в 2019 г. отметили 31%, а в 2020 г. – 33%.

На рынке культуры отмечено сокращение оценок «умеренной конкуренции» с 46,2% в 2019 г. до 29% в 2020 г., а отметки высокой конкуренции выросли с 17,3% в 2019 г. до 25% в 2020 г.

На рынке социальных услуг также отмечено сокращение оценок «умеренной конкуренции» с 41% до 18%.

«Слабая конкуренция» отмечается на рынках товарной аквакультуры и добычи полезных ископаемых, так ответили 40% опрошенных. В Чувашской Республике на указанных рынках наблюдается рост слабой конкуренции, что, скорее всего, связано с жестким государственным регулированием.

 

 

 

Таблица 5

Данные о количестве конкурентов, по мнению бизнес-сообщества в 2020 г., %

Критерий

В целом

Город

Район

 

2020

2019

2020

2019

2020

2019

Нет конкурентов

12,7

16,1

11

15,7

13

16,4

От 1 до 3 конкурентов

31

21,1

29

20,0

32

22,0

От 4 до 8 конкурентов

17,5

23,2

20

22,6

16

23,7

Большое число конкурентов

28,9

15,7

28

19,3

29

13,3

Затрудняюсь ответить

9,9

23,8

11

22,4

9

24,7

Всего

100

100

100

100

100

100

 

Как видно из таб.5 в целом по республике в 2020 году был отмечен рост количества конкурентов по сравнению с 2019 г., особенно по позиции 1-3 конкурента – 31% против 21,1%; большое количество конкурентов – 28,9% против 15,7% в 2019 г. Сократилось доля респондентов, отметивших отсутствие конкурентов. Конкуренция развивается как в городах, так и в районах Чувашской Республики.

По данным опроса произошел  незначительный рост числа конкурентов: 22,6% опрошенных в городах и 23,3% опрошенных в районах отметили увеличение на 1-3 конкурента, а 19,3% городских респондентов и 15,8% в районах отметили рост на 4 конкурента и более. Еще 28,8% опрошенных в городах и 35,4% опрошенных в районах не заметили изменений, а 23,4% и 20,6% соответственно затруднились ответить.

Ежегодно в ходе социологического исследования определяются основные проблемы, которые мешают предпринимателям вести хозяйственную деятельность. При изучении условий ведения бизнеса в Чувашской Республике представителям бизнеса было предложено выбрать не более трех существенных административных барьеров, с которыми они сталкиваются в ходе своей хозяйственной деятельности из предложенного перечня:

  • сложность получения доступа к земельным участкам;
  • нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;
  • коррупция (включая взятки, дискриминацию и предоставление преференций отдельным участникам на заведомо неравных условиях);
  • сложность/затянутость процедуры получения лицензий;
  • высокие налоги;
  • необходимость установления партнерских отношений с органами власти;
  • ограничение/сложность доступа к закупкам компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий;
  • ограничение/сложность доступа к поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ в рамках государственных закупок;
  • ограничение органами власти инициатив по организации совместной деятельности малых предприятий (например, в части создания совместных предприятий, кооперативов и др.);
  • иные действия/давление со стороны органов власти, препятствующие ведению бизнеса на рынке или входу на рынок новых участников;
  • силовое давление со стороны правоохранительных органов (угрозы, вымогательства и т.д.);
  • нет ограничений;
  • другое.

Обработка результатов опроса позволила получить рейтинг основных административных барьеров, приведенный на рис.№ 1.

Рис. № 1.

В качестве основных административных барьеров 10,5% респондентов отметили высокие ставки налогобложения, при этом доля городских респондентов составила 13,1%, а из районов - 9,3%; 5,9% отметили нестабильность российского законодательства, из них 6,6% в городах, 5,5% - в районах. Не сталкивались с барьерами 31,6%, а 34,5% затруднились ответить.

Среди других барьеров, которые назвали респонденты, заполняя графу «Другие барьеры» самыми распространенными оказались: «ежегодное повышение кадастровой стоимости зданий без проведения экспертизы», «не можем взять кредит на развитие», «нестабильность налогового законодательства».

Таблица 6

Динамика рейтинга препятствий, с которыми сталкивается бизнес-сообщество в своей деятельности, в 2016-2020гг., %

Основные препятствия

2020 г.

2019 г.

2018 г.

2017 г.

2016 г.

прирост

2020 к

2019

2019 к

2018

2018 к

2017

2017к

2016

Затрудняюсь ответить, отказ от ответа

34,5

23,8

34,0

29,9

0,0

10,7

-10,2

4,1

29,9

Не сталкивается с препятствиями

31,6

19,3

22,9

10,2

9,6

12,3

-3,6

12,7

0,6

Высокие ставки налогообложения

10,5

9,6

3,7

8,8

5,0

0,9

5,9

-5,1

3,8

Доступ к финансированию

*

7,8

12,1

14,5

13,5

*

-4,3

-2,4

1,0

Нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность

5,9

6,0

4,7

6,3

5,8

-0,1

1,3

-1,6

0,5

Высокая конкуренция, теневой сектор

*

5,4

2,1

6,1

5,0

*

3,3

-4,0

1,1

Недостаточная подготовка сотрудников

*

3,7

4,0

4,8

5,5

*

-0,3

-0,8

-0,7

Давление со стороны налоговых служб

3,0

3,3

0,5

2,9

2,6

-0,3

2,8

-2,4

0,3

Транспорт

*

3,2

2,3

0,4

1,5

*

0,9

1,9

-1,1

Недобросовестная конкуренция со стороны организаций конкурентов

2,8

2,9

1,1

3,8

3,1

-0,1

1,8

-2,7

0,7

Коррупция

1,9

2,0

1,8

1,6

6,5

-0,1

0,2

0,2

-4,9

Политическая нестабильность

*

1,9

1,6

1,0

2,2

*

0,3

0,6

-1,2

Трудовое законодательство

*

1,7

0,9

1,2

1,0

*

0,8

-0,3

0,2

Ограничения/сложность доступа к закупкам компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий

1,4

1,6

-

-

-

-0,2

1,6

-

-

Получение лицензии

1,1

1,4

1,0

1,6

0,9

-0,3

0,4

-0,6

0,7

Доступ к получению земельных участков

1,3

1,3

0,7

1,9

2,4

0

0,6

-1,2

-0,5

Водоснабжение, водоотведение

*

1,0

1,2

0,4

0,0

*

-0,2

0,8

0,4

Электроснабжение

*

0,8

0,5

0,6

0,5

*

0,3

-0,1

0,1

Судебная система

0,8

0,8

0,2

0,1

0,2

0

0,6

0,1

-0,1

Теплоснабжение

*

0,7

1,1

0,7

0,0

*

-0,4

0,4

0,7

Газоснабжение

*

0,6

0,3

0,1

0,2

*

0,3

0,2

-0,1

Ограничения/сложность доступа к поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ в рамках государственных закупок***

2,3

-

-

-

-

-

-

-

-

Другое***

2,9

-

-

-

-

 

 

 

 

Итого

100

100

100

100

100

 

 

 

 

 

Таблица 7

Оценка изменения уровня административных барьеров на рынке для бизнеса за 2019 – 2020 г.г., %

 

2020

2019

Административные барьеры были полностью устранены

2,3

*

Бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры, чем раньше

14,5

15,3

Уровень и количество административных барьеров не изменились

18,7

*

Бизнесу стало сложнее преодолевать административные барьеры, чем раньше

5,1

24

Ранее административные барьеры отсутствовали, однако сейчас появились

0,7

*

Административные барьеры отсутствуют, как и ранее

11,3

15,9

Затрудняюсь ответить

47,4

44,8

Итого

100

100

* в 2020 г. изменилась анкета

Как видно из таб. 7, в 2020 году несколько сократилась доля опрошенных, отметивших улучшение ситуации по преодолению административных барьеров до 28,1% против 31,2% в 2019 г. (суммировались ответы «административные барьеры были полностью устранены», «бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры, чем раньше», «административные барьеры отсутствуют, как и ранее»).

Вместе с тем, существенно сократилась доля респондентов, отметивших усложнение преодоления существующих административных барьеров, а также появление новых с 24% в 2019 г. до 5,8% в 2020 г.

18,7% опрощенных в 2020 г. не почувствовали положительных изменений. Обращает на себя внимание то, что примерно половина опрошенных (47,4%) затруднились дать ответ. Это скорее всего свидетельствует, что положительные изменений действительно не было.

Уровень удовлетворенности представителей бизнес-сообщества Чувашской Республики качеством предоставления услуг естественных монополий улучшился.

Важным аспектом, определяющим состояние конкурентной среды, является эффективность хозяйственной деятельности естественных монополий (водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, связь). С целью оценки ее влияния респондентам было предложено оценить уровень их удовлетворенности качеством предоставления указанных выше услуг по следующим основным характеристикам:

1) сложность (количество) процедур подключения;

2) сроки получения доступа;

3) стоимость подключения.

По сравнению с 2019 г. существенно вырос уровень удовлетворенности бизнес-сообщества упрощением подключения к сетям естественных монополий за счет уменьшения количества выполняемых процедур. Существенно сократилось количество процедур (от 0 до 2), необходимых для подключения к услугам электросетей, теплосетей, сетям водоснабжения, связи, доступу к земельным участкам в 2020 г. по сравнению с предыдущими периодами. В тоже время продолжают сохраняться проблемы при подключении к сетям газоснабжения: необходимость 0-2 процедур отметили лишь 27,3%, 3-5 процедур – 34,2%; 6-10 процедур – 26,5% респондентов.

 

 

 

 

 

Таблица 8

Уровень удовлетворенности бизнес-сообщества Чувашской Республики сложностью (количеством процедур) подключения к сетям естественных монополий

 

Естественные монополии

Количество процедур, необходимых для подключения к услугам естественных монополий

0-2

3-5

6-10

Более 11

2020

2019

2018

2020

2019

2018

2020

2019

2018

2020

2019

2018

Электросети

93

27,6

38,4

1,8

41,9

37,4

2,6

22,7

16,3

2

7,7

7,9

Водоснабж. и водоотведение

93

28,7

40,4

2,9

44,1

34

0,9

19,7

18

2,7

7,5

7,6

Тепловые сети

95

28,4

40,7

3

40,3

33,3

1,2

23,1

18,4

0,9

8,3

7,6

Газоснабжение

27,3

27,4

39,4

34,2

39,8

32

26,5

23,2

18,9

5,2

9,6

9,7

Телефонная сеть

95

35

44,7

3,6

37,1

34

0,6

19,9

14,8

0,9

8

6,6

Доступ к земельному участку

90,1

26,4

38,7

6

38,2

31,4

1,1

24,3

17,5

2,9

11,2

12,4

 

Таблица 9

Распределение ответов респондентов о сроках подключения к услугам естественных монополий, дн., %

 

Естественные монополии

0-10

11-20

21-30

31-60

61 и более

2020 г.

2019 г.

2018 г.

2020 г.

2019 г.

2018 г.

2020 г.

2019 г.

2018 г.

2020 г.

2019 г.

2018 г.

2020 г.

2019 г.

2018 г.

Электросети

89,6

34,4

49,6

0,9

24,8

23,2

6,4

25,9

15,5

0,2

9,8

7

3,1

5,1

4,8

Водоснабжение и водоотведение

95,5

36,4

48,7

1

27,4

24,7

1,5

23,8

16

0,3

7,2

5,5

1

5,1

5,1

Тепловые сети

96,9

33,6

48,1

0,9

26,4

23,2

1,3

24

16,9

0

10,4

6,6

1

5,6

5,3

Газоснабжение

32,8

31,2

47

36,1

25,7

21,9

23,2

24,1

15,3

4,8

11,7

8,9

3

7,3

7,1

Телефонная сеть

97,5

43,4

58,2

0,4

25,8

22,5

1

21

11,9

0,3

5,6

4

1

4,3

3,3

Доступ к земельному участку

93,8

30,2

44,3

1,8

26,6

20,3

2

25,9

15,4

0

8,9

11

2,4

8,5

9,1

 

 

Существенно выросла доля респондентов бизнес-сообщества, отметивших, что сроки подключения к услугам естественных монополий сократились до 10 дней (таблица 9).

Сокращение количества процедур позволило резко сократить сроки подключения к услугам естественных монополий до 10 дней: к электросетям (89,6%), водоснабжению (95,5%), теплоснабжению (96,9%), телефонным сетям (97,5%), земельным участкам (93,8%).

В то же время подключение к сетям газоснабжения у 36,1% респондентов уходит от 11 до 20 дней, у 23,2% - от 21 до 30 дней и только 32,8% респондентов укладываются в срок до 10 дней.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10

Уровень удовлетворенности бизнес-сообщества стоимостью подключения к сетям естественных монополий в городах и районах, %

 

неудовлетвори­тельное

скорее неудовле­творительное

скорее удовле­творительное

удовлетвори­тельное

затрудняюсь ответить

город

район

город

район

город

район

город

район

город

район

Водоснабжение 2020

12,2

9,3

11

11,1

20,3

23,5

28,4

26,1

28

30

Водоснабжение 2019

6,7

6,0

12,4

16,1

36,6

33,5

28,6

25,2

15,7

19,3

Газоснабжение 2020

18,9

17,7

14,5

14,6

18,3

21,5

22,8

20,2

25,5

25,9

Газоснабжение 2019

8,7

10,2

14,1

19,8

33,2

30,6

25,3

23,3

18,7

16,2

Электроснабжение 2020

14,1

11,6

13,1

13,7

26,8

31,5

23,2

21,1

22,8

22,1

Электроснабжение2019

6,0

7,9

14,3

17,4

33,7

33,0

30,0

26,7

15,9

15,0

Теплоснабжение 2020

14,9

11,5

12

12,8

18,1

23,2

24,5

20,8

30,5

31,7

Теплоснабжение 2019

8,1

6,6

13,6

16,1

34,8

33,4

26,3

22,9

17,1

21,0

Связь 2020

8,5

5,2

11,2

12,9

25,9

24,3

27,6

28,1

26,8

26,5

Связь 2019

5,3

5,9

14,7

16,0

34,8

33,4

30,6

30,4

14,7

14,4

 

В 2020 г. существенно уменьшилась доля респондентов, давших удовлетворительную и скорее удовлетворительную оценку стоимости подключению к сетям естественных монополий (таблица 10). Так в водоснабжении и водоотведении суммарная положительная оценка по сравнению с 2019 г. уменьшилась в городах на 16,5% (с 65,2% до 48,7%), в газоснабжении - на 17,4% (с 58,5% до 41,1%); в электроснабжении - на 13,7% (с 63,7% до 50%); в теплоснабжении – на 18,5% (с 61,1% до 42,6%). Увеличилась доля респондентов, давших «неудовлетворительную» и «скорее неудовлетворительную» оценки: в водоснабжении - на 4,1% (с 19,1% до 23,2%); в газоснабжении - на 10,6% (с 22,8% до 33,4%); в электроснабжении-  на 6,9% (с 20,3% до 27,2%), в теплоснабжении – на 5,2% (с 21,7% до 26,9%).

Количество удовлетворенных стоимостью подключения респондентов в городах республики на 2-4% выше, чем по районам. Доля неудовлетворенных стоимостью в городах также выше, чем в районах.

Возросла доля городских респондентов, затруднившихся ответить: в водоснабжении - с 15,7% в 2019 г. до 28% в 2020 г.; в газоснабжении - с 18,7% в 2019 г. до 25,5% в 2020 г.; в электроснабжении - с 15,9% в 2019 г. до 22,8% в 2020 г.; в теплоснабжении - с 17,1% в 2019 г. до 30,5% в 2020 г.; в связи - с 14,7% до 26,8%.

Неудовлетворенность предпринимателей стоимостью подключения свидетельствует о весьма напряженном экономическом положении и объясняется снижением деловой активности в условиях пандемии.

Респонденты также ответили на вопрос с какими проблемами они сталкивались при взаимодействии с субъектами естественных монополий. Был предложен следующий перечень возможных проблем (рис.№ 2).

 

Рис.№ 2.

Проведенный опрос демонстрирует стабильную ситуацию на рынке услуг естественных монополий. Факты взимания дополнительной платы, навязывание дополнительных услуг и другие противоправные действия со стороны естественных монополистов региона имели место редко, вместе с тем, надзорными органами данные вопросы не должны упускаться из виду.

Анализ показателей эффективности взаимодействия представителей бизнес-сообщества с предприятиями естественных монополий позволяет сделать вывод о повышении доступности, качества и сроков этих услуг, что является важным условием развития конкурентной среды в регионе.

 

Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на рынках Чувашской Республики и состоянием ценовой конкуренции

В социологическом опросе населения Чувашской Республики приняли участие 6700 человек (3986 городских жителей и 2714 жителей из районов), при этом 3137 мужчин и 3563 женщин.

В табл. 11 приведены результаты оценки респондентами уровня качества предлагаемых на рынке Чувашской Республики товаров и услуг.

 

Таблица 11

Оценка качества товаров и услуг на рынках Чувашской Республики

в 2019-2020 г.г. (в целом по выборке), %

Показатель

Скорее доволен

Доволен

Затрудняюсь ответить

Скорее не доволен

Не доволен

Газоснабжение 2020

52,1

27,9

7,5

9,3

3,3

Газоснабжение 2019

41,5

30,9

18,0

6,6

3,1

Электроснабжение 2020

52,6

26,0

6,6

10,5

4,3

Электроснабжение 2019

42,9

29,3

16,9

7,4

3,5

Сотовая связь 2020

47,1

22,1

6,3

17,1

7,4

Сотовая связь 2019

43,5

26,4

17,2

8,8

4,1

Теплоснабжение 2020

43,8

21,3

14,9

13

7

Теплоснабжение 2019

39,1

25,3

21,9

9,0

4,7

Интернет 2020

44,7

21,3

6,1

18,8

9,2

Интернет 2019

41,7

26,2

16,9

10,7

4,5

Водопровод 2020

43,3

19,8

9,9

18,1

8,9

Водопровод 2019

38,5

24,0

21,7

10,2

5,7

Лекарственные препараты 2020

45,6

13,7

8

23,3

9,5

Лекарственные препараты 2019

42,5

21,7

19,7

11,0

5,1

Продукты питания 2020

51,8

19,6

3,9

17,8

6,8

Продукты питания 2019

42,7

22,5

16,5

14,2

4,1

Услуги учреждений дошкольного образования 2020

44,9

27,2

14,5

10,1

3,3

Услуги учреждений дошкольного образования 2019

37,7

21,2

27,8

9,3

3,9

Общественный транспорт 2020

45,2

15,2

7,3

22,7

9,7

Общественный транспорт 2019

37,3

16,5

19,7

18,2

8,4

Ритуальные услуги 2020

34,7

15,9

33

11,1

5,3

Ритуальные услуги 2019

31,7

15,8

40,6

7,0

5,0

Новое жилье 2020

29,7

13,7

29,8

17,4

9,4

Новое жилье 2019

33,0

16,1

32,9

11,0

7,1

Медицинские услуги 2020

29,2

11,7

6,2

34,1

18,8

Медицинские услуги 2019

32,9

14,6

20,6

21,6

10,3

Социальные услуги населения 2020

36,6

16,9

18,6

20,7

7,3

Социальные услуги населения 2019

33,4

16,9

30,6

13,9

5,3

Услуги организаций культуры 2020

38,9

19,2

14,5

19,3

8,1

Услуги организаций культуры 2019

35,7

17,9

26,4

13,8

6,0

Услуги дополнительного образования детей 2020

41,4

21,2

15,6

15,3

6,5

Услуги дополнительного образования детей 2019

34,6

17,6

29,3

12,9

5,6

Услуги по управлению многоквартирными домами 2020

25,5

11,1

27,8

21,1

14,5

Услуги по управлению многоквартирными домами 2019

29,1

13,4

34,8

15,0

7,7

Услуги отдыха и оздоровления детей 2020

29,9

15,6

21,7

22,1

10,7

Услуги отдыха и оздоровления детей 2019

30,7

14,6

31,2

15,8

7,8

Туристские услуги (туризм внутренний) 2020

25

11,7

30,1

20,7

12,6

Туристские услуги (туризм внутренний) 2019

24,8

12,4

38,0

14,2

10,6

Обслуживание детей с ограниченными возможностями 2020

25,7

13,4

34,9

17,2

8,9

Обслуживание детей с ограниченными возможностями 2019

24,9

13,2

42,6

11,7

7,6

Услуги общего образования и среднего профессионального образования 2020

43,6

26,8

13,4

11,7

4,5

Услуги общего и среднего профессионального образования 2019

37,3

21,2

26,5

10,3

4,6

Услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов 2020

39,1

16,5

12,2

20,7

11,4

Услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов 2019

35,4

16,4

25,2

14,9

8,1

Услуги кадастровых и землеустроительных работ 2020

34,5

16,7

31,2

12,1

5,5

Услуги кадастровых и землеустроительных работ 2019

31,4

16,2

40,3

8,3

3,7

Нефтепродукты 2020

33,4

14,9

27,3

14,4

10

Нефтепродукты 2019

31,4

16,9

36,6

9,6

5,5

 

С учетом данных табл. 11 можно составить следующий рейтинг видов товаров и услуг, качеством которых респонденты довольны или скорее довольны: газоснабжение – 80%, электроснабжение – 78,6%, услуги учреждений дошкольного образования – 72,1%, общего образования и среднего профессионального образования – 70,4%, продукты питания – 71,4%, сотовая связь – 69,2%, интернет – 66%, теплоснабжение – 65,1%, водопровод – 63,1%, общественный транспорт – 60,4%.

Рейтинг видов товаров и услуг, качеством которых респонденты не довольны или скорее не довольны: медицинские услуги – 52,9% (в 2019 г. - 31,9%), услуги по управлению многоквартирными домами – 35,6% (2019 г.- 22,7%), туристические услуги (туризм внутренний) – 33,3% (2019 г. - 24,8%).

В рамках мониторинга уровня удовлетворенности качеством товаров можно отметить, что среди естественных монополий качество предоставляемых услуг увеличилось: так в газоснабжении с 53,5% в 2016 г. до 80% в 2020г.; в электроснабжении с 73,9% в 2016 г. до 78,6% в 2020г.

За этот период снизилась оценка качества лекарственных препаратов с 66% в 2016 г. до 59,3% в 2020 г., продуктов питания с 75,9% до 71,4%, медицинских услуг с 47,8% до 40,9%, нового жилья с 47,4% до 43,4%.

Снижение удовлетворенности качеством товаром и услуг указывает на необходимость принятия определенных мер по его повышению.

В этой связи также примечательно следующее исследование. Респондентам предлагалось назвать самые качественные товары или услуги в Чувашии по сравнению с другими регионами. 19% респондентов выбрали как наиболее качественные продукты питания,  8,1% - молочную продукцию; лекарства и медицинские услуги отметили 5,9% населения, а 4,6% отметили высокое качество образовательных услуг.

Также в ходе опроса населения проводился анализ удовлетворенности уровнем цен на товары и услуги (табл. 12).

 

 

 

 

 

 

Таблица 12

Динамика удовлетворенности населения уровнем цен на товары и услуги на рынках Чувашской Республики с 2016 по 2020гг, %

Рынки

Доля удовлетворенных уровнем цен на товары и услуги

Годовой прирост

2020

2019

2018

2017

2016

2020 к

2019

2019 к

2018

2018 к

2017

2017 к

2016

Газоснабжение

64,5

58,6

55,2

25,5

28,5

5,9

3,4

29,7

-3,0

Электроснабжение

64,2

59,2

54,5

41,8

25,2

5

4,7

12,7

16,6

Сотовая связь

60,8

61,2

58,6

26,2

31,5

-0,4

2,6

32,4

-5,3

Теплоснабжение

51,1

51,1

47,2

42,2

21,1

0

3,9

5,0

21,1

Интернет

58,8

60,9

58,5

32,2

34,3

-2,1

2,4

26,3

-2,1

Водопровод

53,5

55,4

52,8

32,0

43,8

-1,9

2,6

20,8

-11,8

Лекарственные препараты

31,6

44,3

37,7

29,5

30,4

-12,7

6,6

8,2

-0,9

Продукты питания

40

47,9

44,4

36,4

38,2

-7,9

3,5

8,0

-1,8

Услуги учреждений дошкольного образования

64,4

53,3

43,6

49,3

34,8

11,1

9,7

-5,7

14,5

Общественный транспорт

50,2

51,5

48,5

48,7

53,9

-1,3

3,0

-0,2

-5,2

Ритуальные услуги

42,8

41,3

33,2

-

-

1,5

8,1

-

-

Новое жилье

33,3

41,7

36,1

25,1

62,9

-8,4

5,6

11,0

-37,8

Медицинские услуги

31,8

42,7

37,8

27,1

30,0

-10,9

4,9

10,7

-2,9

Социальные услуги населения

46,9

45,5

38,8

23,1

60,9

1,4

6,7

15,7

-37,8

Услуги организаций культуры

52,3

50,5

44,8

46,5

45,6

1,8

5,7

-1,7

0,9

Услуги дополнительного образования детей

54,3

48,0

39,9

55,9

52,0

6,3

8,1

-16,0

3,9

Услуги по управлению многоквартирными домами

29,7

39,4

32,9

51,5

32,4

-9,7

6,5

-18,6

19,1

Услуги отдыха и оздоровления детей

38,3

42,8

36,9

57,3

52,2

-4,5

5,9

-20,4

5,1

Туристские услуги (туризм внутренний)

28,2

37,5

32,6

50,2

53,7

-9,3

4,9

-17,6

-3,5

Обслуживание детей с ограниченными возможностями

33,2

38,3

29,1

39,9

31,0

-5,1

9,2

-10,8

8,9

Как видно за период 2016-2020 г.г. существенно увеличилась доля респондентов, удовлетворённых уровнем цен на услуги естественных монополий по газоснабжению с 28,5% до 64,5%; электроснабжению – с 25,2% до 64,2%, теплоснабжению - с 21,1% до 51,1%; водоснабжению - с 43,8% до 53,5%. Вместе с тем в 2020 г. по сравнению с 2019 г. по теплоснабжению рост удовлетворенности приостановился, а по водоснабжению - произошло снижение на 1.9%.

Продолжает оставаться низкой удовлетворенность стоимостью лекарственных препаратов: с 30,4% в 2016 г. до 31,6% в 2020 г., а в сравнении с 2019 г. наблюдается падение удовлетворенности на 12,7% (с 44,3% до 31,6%).

Возросло количество неудовлетворенных респондентов стоимостью лекарственных препаратов с 20,7% в 2019 г. до 31,6% в 2020 г.; продуктов питания - с 15,7% в 2019 г. до 23% в 2020 г.; медицинских услуг - с 21,1% в 2019 г. до 28,8% в 2020 г. Резко уменьшилась удовлетворенность стоимостью нового жилья – с 62,9% в 2016 г. до 33,3% в 2020 г.

Полученная динамика оценки удовлетворенности уровнем цен на товары и услуги указывает снижение  уровня жизни населения Чувашской Республики, покупательской способности в период пандемии.

 

Результаты мониторинга удовлетворенности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства деятельностью в сфере финансовых услуг, осуществляемой на территории Чувашской Республики

Всего в рамках мониторинга удовлетворенности населения деятельностью в сфере финансовых услуг, осуществляемой на территории Чувашской Республики, было опрошено 3750 респондентов.

В рамках оценки качества оказания финансовых услуг в Чувашской Республике респондентам были заданы сопутствующие вопросы, ориентированные на анализ широты финансовых организаций, финансовой грамотности респондентов, степени удовлетворения респондентов финансовыми услугами, частоты пользования респондентами финансовых услуг и т.д.

Уровень финансовой грамотности населения по индексу НАФИ является средним (12,39 балла), что незначительно превышает индекс финансовой грамотности по России. В 2019 году Чувашская Республика вошла в группу регионов со средним индексом финансовой грамотности населения с показателем 12,39 балла, что соответствует оценке «С - средний» методологии НАФИ. В группу «С» включены регионы, занявшие с 34 по 52 место.

Индекс финансовой грамотности региона в 2019 году по сравнению с 2018 годом вырос на 0,19% (в 2018 году - 12,2 балла), что превышает индекс финансовой грамотности по России в целом (12,37% в 2019 г., 12,12% в 2018 г.).

Использование финансовых продуктов населением Чувашской Республики за последние 12 месяцев в основном сфокусировано на банковских вкладах (на текущий момент его имеют 19,6% аудитории, пользовались за последний год – 9,8%). Использование других исследуемых финансовых продуктов (услуг) в различных финансовых организациях имеет достаточно низкий уровень: 6,4% пользуются вкладами в потребительских кооперативах и 3,4% прибегали к этим услугам в течение года; 5% пользуются продуктами инвестиционного страхования и 3,6% имели этот опыт в течение года; 2,4% - к услугам паевого инвестиционного фонда, а 2,9% - в течение года. Основной причиной низкого уровня использования финансовых продуктов 81,7% опрошенных отметили недостаток свободных денежных средств.

Среди использования онлайн и иных заемных финансовых продуктов (услуг) наиболее востребованными являются только использование кредита (не онлайн) – им пользуется 22,2%, а 4,8% пользовались им в течение года; кредитного лимита по кредитной карте - 17,9% и 6,1% применяли эту опцию в течение года. Остальные изучаемые в данной категории виды финансовых продуктов (услуг) востребованы не более, чем в 10%. Основными причинами неиспользования данных финансовых продуктов являются нежелание жить в долг, высокая процентная ставка, отсутствие необходимых документов и недоверие финансовым организациям.

Использование платежных карт наиболее востребовано в форме зарплатной карты (94,1%), в форме кредитных (26,4%), расчетных (дебетовых) карт для получения пенсий и иных социальных выплат –19,1%, в форме других расчетных (дебетовых) карт – 18,4%. Такой широкий охват населения различными вариантами банковских карт в целом отвечает потребностям населения и свидетельствует о доверии к банкам в отношении этих продуктов и о весьма высокой осведомленности и финансовой грамотности населения по этой линейке продуктов. Основными причинами неиспользования платежных карт являются недостаточность денежных средств (21,3%) и отсутствие доверия банкам (28,1%).

Использование текущего счета имеет невысокий уровень (28,2%).

Жители региона чаще используют одновременно несколько дистанционных способов доступа к банковскому счету – денежные переводы/ платежи осуществляются через мобильный банк (67,2%), интернет-банк с использованием планшета или смартфона (44,7%), с помощью сообщений (38,3%), через интернет-банк с помощью стационарного компьютера/ ноутбука (47,1%). Основные причины неиспользования дистанционного доступа к банковскому счету – неуверенность в безопасности интернет-сервисов (53,2%) и отсутствие навыков использования технологий дистанционного доступа (22,5%).

Использование страховых продуктов (услуг) достаточно востребовано: только 70% респондентов не пользовались услугами страхования за последний год. При этом продуктами добровольного страхования жизни воспользовались 19,7% населения, а 25,8% - другими продуктами добровольного страхования, кроме страхования жизни. Продуктами обязательного страхования воспользовались в течение года только 16,4% респондентов. В структуре причин отсутствия у потребителей страховых продуктов (услуг) лидирует ответ «не вижу смысла в страховании» (46,5%), а отсутствие доверия к страховым организациям – 20%.

Уровень доступности каналов предоставления финансовых продуктов (услуг) и быстроты их доступа высок только для банкоматов и терминалов в отделениях банков и отделениях почты (по 3,6 балла из 5).

Лидирующими продуктами, которые полностью или скорее удовлетворяют респондентов, являются: переводы и платежи (61,8%); расчетные карты (60,2%); обязательное медицинское страхование (40,5%); кредиты (36,4%); кредитные карты (25,8%).

По результатам социологического исследования необходимо отметить недостаточную широту представленности услуг в сельской местности.

Выводы. Проведенное социологическое исследование показало, что в условиях экономического спада, вызванного пандемией, в Чувашской Республике в 2020 г. также имеются признаки падения экономической активности.

Были вновь образованы 217 микропредприятий с численностью до 15 человек. 94% выборки представителей бизнес-сообщества имеют средний годовой доход до 120 млн. рублей. В сложившейся ситуации администрацией региона были предприняты действенные меры по улучшению условий развития бизнеса и конкуренции.

Анализ показателей эффективности взаимодействия представителей бизнес-сообщества с предприятиями естественных монополий позволяет сделать вывод о повышении доступности, качества и сроков этих услуг, что является важным условием развития конкурентной среды в регионе.

Проведенное обследование свидетельствует также об улучшении конкурентной среды в республике. Особое внимание в этой работе бизнес-сообщество при поддержке руководства республики уделяет обучению и переподготовке персонала, как наиболее действенному и низкозатратному мероприятию.

Результаты обследования позволяют говорить об улучшении ситуации по снижению и даже преодолению административных барьеров представителями бизнес-сообщества.

За последний год существенно возросло удобство получения информации при одновременном повышении уровня ее доступности и понятности о состоянии конкурентной среды в республике, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Самым популярным и пользующимся доверием источником информации о конкурентной среде, по мнению респондентов, был признан сайт уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официальная информация, размещенная на нем.

Отмечая результативность проведенной работы, представляется целесообразным продолжить мониторинг состояния бизнес среды, дополнив его комплексным анализом достижения ключевых показателей эффективности развития конкуренции.

Полная версия отчета размещена на официальном сайте Минэкономразвития Чувашии на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по следующей ссылке:

http://minec.cap.ru/action/activity/soc-econom-razvitie/konkurentnaya-politika/standart-razvitiya-konkurencii-v-subjektah-rossijsk/realizaciya-standarta-razvitiya-konkurencii-v-chuv/monitoring