Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Как увлечь? Личным примером!

Во время визита в одну из школ министр здравоохранения республики Н. Суслонова поинтересовалась, как здесь заботятся о сохранении здоровья учащихся. И услышала от педагогов - не по адресу, мол, вопрос, наше дело учить, ваше - лечить.
Было это два года назад. Тогда о крепости тела в школах и впрямь мало беспокоились. Проходят положенные два часа физкультуры, которые посещает от силы половина класса, - и ладно.
Встрепенулись педагоги, когда медики озвучили статистику. Согласно ей в первый класс приходят только 25-30 проц. абсолютно здоровых ребят. Школа «добивает» и их - исследования показывают, что у 96 (!) проц. учащихся есть дефекты осанки. А это ведет к нарушениям работы сердца, желудка и т. д.
Одна моя знакомая училась некогда в престиж­ном лицее. Устроила ее туда мама, не поинтересовавшись у дочки, хочет ли она отсиживать по 8 уроков в день, писать рефераты, участвовать в конференциях, изучать языки и компьютер. Да еще - музыкальная школа. Итог - вместо того чтобы пожинать плоды накопленных знаний, сейчас девушка не вылезает из больниц: то почки беспокоят, то желудок.
Нет сомнения - школа должна хорошо подготовить своих питомцев к дальнейшей жизни. Но нужно ли им достойное и обеспеченное будущее без здоровья? Этот вопрос стал главным на прошедшей на днях республиканской конференции работников образования. Традиционный августовский педсовет был посвящен теме «От здоровья нравственного, физического - к процветанию нации».
Впервые за многие годы конференция прошла не в столице республики, а в Канаше. Выбор не случаен: здешние педагоги накопили немалый опыт по приобщению учащихся к здоровому образу жизни. Так, в Канашской школе № 6 все ученики в первом классе получают дневник «Зеркало здоровья» и ведут его вместе с родителями. А третий час физкультуры ребята занимаются по выбору: или плаванием, или аэробикой, или танцами. На базе другой Канашской школы № 4 уже год идет эксперимент «Школа полного дня». Все ученики остаются в классах после уроков, делают домашние задания, посещают кружки. Правда, не всем родителям и ученикам по нраву такой распорядок: ведь детворе хочется и по улице побегать, и домашними делами заняться, да просто телевизор посмотреть. Поэтому некоторые папы и мамы переводят своих детей в другие учебные заведения. Педагоги же полагают, что результат от новшества есть: преступность сре­ди школьников по сравнению с прошлым годом снизилась на 5 проц. Хотя, наверное, с юными нарушителями закона можно было работать иначе, не запирая их на весь день в школе...
Поделились своим опытом и другие педагоги, приехавшие на конференцию. Они устроили презентации и мастер - классы, рассказали и показали, как можно обучать детей технологиям здоровья. К примеру, тренер проекта ТАСИС директор Чебоксарской общеобразовательной школы № 62 Н. Кузнецова провела с коллегами тренинг, «опробованный» до этого на учениках школы. Каждой группе учителей раздали страницу из журнала с рекламой сигарет и дали задание: рассказать о том, что привлекает в этой рекламе и о чем в ней умалчивается. Взрослые в точности повторили слова детей: на рекламной странице изображены стильные молодые люди, но ни слова не сказано о том, какими они станут, куря сигареты, через лет этак 10-15...
Подобные мастер - классы понравились всем. Особенно сельским педагогам - где еще такое увидишь. Ведь на курсы повышения квалификации, увы, не всякий учитель может поехать. К тому же подобные тренинги искореняют один из главных недостатков - консерватизм учителей. Об этом сказала в своем докладе министр образования и молодежной политики Г. Чернова: «Многие педагоги пользуются старым, советским багажом. Они не могут (или не хотят) перестроить образовательные программы под современную действительность. А ведь у детей новые интересы - надо их подхватывать, развивать».
И действительно, сколько хороших идей можно использовать в школах! Уроки истории, к примеру, проводить в музеях, которые из-за своей невостребованности превращаются в склады старых вещей. Или иностранные языки изучать по зарубежным фильмам без перевода, а другие предметы - по компьютерным программам, в которых сейчас недостатка нет.
Конечно, есть у нас педагоги, создающие авторские программы, внедряющие здоровье сберегающие технологии. Но они малая толика в огромном образовательном пространстве. Такие, увы, не делают погоды. А ведь нужно всего ничего - объяснить ребенку, что он не сможет добиться успеха, если не будет заботиться о себе.
Несмотря на все проблемы, Чувашия, где работают президентские программы, выглядит благополучнее по сравнению с остальными регионами России. Наша республика вошла в европейскую сеть здоровых регионов (кроме нас, в нее включена только Вологодская область). И для подрастающего поколения делается в республике немало. Построены 103 новые школы, половина всех учебных заведений переведена на газовое отопление, закуплено спортоборудование для школ более чем на 7 миллионов рублей, в полтора раза больше, чем в прошлом году, выделено средств на строительство жилья для молодежи.
Об этом говорили министры на пленарном заседании, которое прошло после всех мастер - классов и тренингов. Оно началось с приятной церемонии награждения. Звание заслуженного учителя Российской Федерации получила заместитель директора Чебоксарского электромеханического колледжа М. Золина, Почетной грамотой Чувашской Республики награждена заместитель директора по учебно-воспитательной работе СОШ № 6 г. Канаша Л. Филатова, заслуженными учителями Чувашии стали пять педагогов. А Указом Президента республики Н. Федорова назначены премии пяти лучшим учителям года - за особые заслуги в обучении и воспитании детей. Награды отличившимся вручали и.о. руководителя Администрации Президента республики П. Краснов и министр Г. Чернова.
Поощрение и поддержка педагогам необходимы. По большому счету, на них лежит ответственность за будущее страны. Ведь образование, которое они дают, - важнейший ресурс, с помощью которого решались и будут решаться все наши проблемы.
 


"Советская Чувашия"
28 августа 2004
00:00
Поделиться
;