Министерство здравоохранения Чувашской Республики

«Скорая» и «неотложка» - почувствуйте разницу

 

Когда мучается от боли или теряет сознание человек, минуты ожидания «скорой помощи» для его близких кажутся часами. А в это время кто-то набирает «03», чтобы просто сделать укол, снять электрокардиограмму…

- Раз в год каждый третий житель Чебоксар обращается в службу скорой медицинской помощи. А на больничную койку поставляет только каждого десятого, - говорит начальник управления здравоохранения городской администрации Дмитрий Марков. - Разницу составляют люди, которые на самом деле в услугах «скорой» не нуждаются. В основном это больные с острыми простудными и хроническими заболеваниями. К примеру, в прошлом году вызовы к хроническим больным составляли 27,3 процента от общего количества обращений. Им вполне мог бы оказать помощь на дому врач общей практики. Конечно, при наличии соответствующего транспорта, хорошей связи, необходимого оборудования и медикаментов. Сегодня при городских поликлиниках «неотложки» работают по тому же принципу, что и «скорые». Их врачи, приезжая по вызову, осматривают, ставят предвари­тельный диагноз, а потом либо везут пациента в больницу, либо назначают лечение.

На тесную взаимосвязь, повышение качества и эффективности работы этих двух служб и рассчитана утвержденная недавно городским Собранием депутатов программа «Совершенствование скорой и неотложной медицинской помощи населению г. Чебоксары на 2004-2008 годы». «Скорая помощь», по словам Дмитрия Маркова, возьмет на себя оказание экстренной помощи больным, а «неотложки» будут снижать перегруженность вызовами в часы «пик». Предусмотрено в программе и обновление автопарка скорой медпомощи. Сейчас ежедневно из ворот автобазы городского управления здравоохранения выезжают на вызовы 35 специализированных машин, из них более трети выработали свой ресурс. Новые машины будут оснащены современным, в том числе и реанимационным оборудованием. Основную финансовую нагрузку по выполнению программы реформирования службы скорой помощи возьмет на себя городской бюджет. Всего на эти цели планируется выделить 32 млн. рублей.

В основу программы положен международный опыт организации службы скорой помощи. В ее разработке принимали участие зарубежные эксперты. Самая большая проблема, по мнению Дмитрия Маркова, заключается в сортировке звонков и постановке диагноза. Обычно на вопросы о причинах вызова и состоянии больного родственники или он сам отвечают: «Высокая температура» или еще короче: «Упал». Поставить точный диагноз, пользуясь такой скупой информацией, нелегко даже опытному врачу. (Именно такие круглосуточно дежурят на подстанции рядом с оператором, принимающим вызовы, и решают, какую бригаду врачей по этому адресу направить.)

За рубежом «скорую» принято вызывать, только если случилась автокатастрофа, заболел ребенок или в других экстренных ситуациях, требующих неординарных решений со стороны медиков. В остальных случаях пациенты сами приезжают в больницу на своих автомобилях или их привозят туда родственники. У нас такое пока невозможно, вот и звонят горожане в «скорую» по любому поводу. За последние три года нагрузка на круглосуточно работающую бригаду скорой помощи увеличилась на 30 процентов -до 17 вызовов в сутки. Поэтому в часы «пик» (с 16 до 24 часов) в связи с перегруженностью «скорая» иногда задерживается в пути более чем на 15 минут. Мало кто знает, что каждый вызов обходится в 372 рубля. Вызов такси в черте города стоит гораздо дешевле. Кстати, рассматривается предложение о доставке неэкстренных больных машинами таксомоторного парка.

В чрезвычайных ситуациях (при авариях, катастрофах), когда счет идет на секунды, спасение пострадавших зависит не только от того, как быстро приедет «скорая помощь», но и от умелых действий свидетелей трагедии. Своевременно оказанная помощь, к примеру, остановка кровотечения, требует определенных, довольно несложных знаний и навыков. Но ими сегодня не владеют даже работники милиции, ГИБДД, пожарные, не говоря уж о водителях. Пора уже, считают медики, обучить азам первичной медицинской помощи тех, чья работа связана с риском, а также школьников, хронических больных и их близких.

Оценить новшества в работе службы скорой помощи горожане смогут начиная с 2005 года.

 



"Чебоксарские новости"
01 декабря 2004
00:00
Поделиться
;