Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Трезвые люди - сильная страна

 
Если верить официальной статистике, впервые за последние десять лет в России уменьшилось число больных наркоманией среди подростков. В нашей республике  только за 2003 год количество наркоманов сократилось в три раза по сравнению с такими же показателями по стране и Приволжскому федеральному округу. Однако по-прежнему много тех, кто  пьет или употребляет и токсические вещества. Это и многое другое было озвучено на втором Всероссийском совещании главных детских наркологов, прошедшем в Чебоксарах.
 
Особый статус совещанию придал приезд главного детского нарколога федерального Министерства здравоохранения и социального развития Алексея Надеждина. Специально для корреспондента «ЧН» Алексей Валентинович выделил около часа своего времени.
Разговор начался банально - почему для всероссийского совещания выбрали именно Чебоксары? У нас все плохо или, наоборот, хорошо? На что чиновник заметил, что там, где упадок, обычно не собираются. Едут туда, где действительно работают, - чтобы обменяться опытом, осмотреть лечебные учреждения, изучить механизм межведомственного взаимодействия.
Здравоохранение в Чувашии (в том числе и наркологическая служба) находится на достаточно высоком уровне, и другим регионам есть чему здесь поучиться. Например, в ближайшее время ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» начнет определять наличие в организме почти любого психоактивного вещества. Это станет возможным благодаря дорогостоящему американскому оборудованию, поступившему в рамках федеральной программы по противодействию незаконному обороту наркотиков. Подобный прибор - пока единственный в Приволжском федеральном округе.
Что касается самого совещания, то прессу туда не приглашали. Как сказал Алексей Валентинович, хотелось получить полную картину потребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, токсических средств) по всей стране, а также откровенные выводы руководителей региональных наркологических служб. И, кажется, это удалось.
Все, потребляющие психоактивные вещества, распределены по группам. Са­мая многочисленная - 85 процентов больных - группа профессионального учета. Это те, кто принимают наркотики, алкоголь и токсические вещества эпизодически. Здесь больше необходимы профилактические меры, чтобы они не попали в те 15 процентов, которым уже трудно помочь.    Во всем мире лечить наркозависимых, алкоголиков и токсикоманов сложно. Это очень долгий, трудоемкий и затратный процесс. Бывает, уходят годы. Но даже в таких условиях примерно 30 процентам пациентов помочь можно. У них наблюдается устойчивая ремиссия - отказ от употребления одурманивающих средств на протяжении длительного времени.
К сожалению, назвать точное число больных в разных группах главный детс­кий нарколог Минзравсоцразвития страны не смог. И все потому, что законодательно не обеспечено право принудительного лечения наркобольных. Хотя во всех развитых странах разрешено вторгаться в частную жизнь, если потребление психоактивных веществ реально угрожает домашнему очагу, работе, благосостоянию, здоровью и даже жизни больного и окружающих его людей. Еще одна причина - разрушена система межведомственного обмена информацией о сильно пьющих и активно потребляющих одурманивающие вещества людях. Это привело к тому, что сейчас в стране выявляется лишь один из 7-10 больных. Правда, в Чувашии это соотношение куда меньше.
На заре демократии в России многие ругали систему так называемых ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев). Мол, применяются репрессивные методы, калечащие простых людей. Не забывали и про свободу личности. Алексей Валентинович уверен, что так считали те, кому мешали тихо спиваться. Возможно, что в системе ЛТП и случались перегибы. Но попасть в ЛТП случайные люди не могли. Существовала строгая проверка на всех этапах, а последнее слово оставалось за судьями. Тогда больные алкоголизмом или наркоманией (вторых было значительно меньше), начиная принимать психоактивные вещества в подростковом возрасте, доживали до 65 лет. В настоящее время этот порог снизился до 38-40 лет. А если учесть, что большое число россиян сегод­ня умирает в алкогольном опьянении, можно, считает Алексей Надеждин, смело говорить о сверхсмертности в стране.
По мнению этого специалиста, пьют везде одинаково - и в селах, и в городах. Нужна адекватная, жесткая антиалкогольная государственная политика. Здесь важны последние инициативы депутатов Госдумы России, которые в окончательном чтении приняли несколько законов, ограничивающих и рекламу пива в дневное время, и продажу пенного напитка в определенных местах. Это крайне нужные законы, и общество их только приветствует, Но, как известно, пиво не приравнено к алкоголю. Поэтому, считает Алексей Надеждин,  необходимо ужесточить контроль за реализацией всей алкогольной продукции, штрафовать за появление в пьяном iвиде в общественном месте и воссоздать систему ЛТП. Ведь даже Президент России Владимир Путин согласился, что от лечебно-трудовых профилакториев был толк.   Смущает в законодательных инициативах депутатов Госдумы главного детского нарколога страны другое. Как бы демонстративная антипивная компания не от влекла членов Нижней палаты парламента от проблемы борьбы с наркоманией и не ослабила некоторые статьи Уголовного   кодекса. Пример уже есть - печально известное постановление правительства          России от 6 мая 2004 года, по сути, легализовало мелкорозничную торговлю наркотиками. Теперь до 10 минимальных доз героина при себе создадут проблемы лишь        с Административным кодексом. Как показывает практика, контингент зависимых от психоактивных веществ людей легко перераспределяется - от наркотиков к алкоголю и обратно.
Была затронута в беседе с главным детским наркологом Минздравсоцразвития России и роль анонимных кабинетов.
По словам Алексея Надеждина, они появились в стране в конце 80-х годов прошлого века. Делалось это в интересах тех,        кто сам приходил лечиться, чтобы их стимулировать. У «анонимщиков» и поныне не возникает проблем ни на работе, ни на учебе. Больничные листы, правда, не вы­дают. Другое дело, что людей, по большей части подростков, пугает само слово «нар­кология». Как выразился Алексей Валентинович, во многом это заслуга... средств массовой информации и недобросовестных специалистов. Первые создали миф о репрессивном учреждении, а вторые, зазывая лечиться только у них, берут большие деньги, реально не помогая больным. Что касается лечения несовершеннолетних, то в положении Минздрава России о подростковых наркологических кабинетах предусмотрен отдельный от взрос­лого отделения вход и холл ожидания. Правда, есть и оговорка - по возможности. А все потому, что денег нет. Так что до сих пор в некоторых регионах страны наркологические службы ютятся в допотопных строениях, с туалетом на улице.
В Чебоксарах подростковое отделение находится в отдельном здании - на проспекте Ленина. В нем есть и школа для родителей, в штате - психологи, специалисты по социальной работе. В большинстве регионов, в том числе и Чувашии, в рамках программы «Детская наркология» работают кабинеты помощи семьям. В документах Минздрава России приоритетным направлением в случае заболевания под­ростка названа именно семейная психотерапия.
Несмотря на несколько пессимистическую наркологическую ситуацию в стране, Алексей Надеждин считает, что. в обществе нарастает недовольство повальным пьянством и наркоманией. Люди все больше стремятся к духовному самосовершенствованию, к достатку, когда больше ценится здоровье и благополучие. Сквозь апатию и растерянность постепенно прорисовывается национальная идея - личная самодостаточность и возрождение страны.
 
 


"Чебоксарские новости"
03 декабря 2004
00:00
Поделиться
;