Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Владислав Кашин: «Мне нравится не узнавать своих пациентов»

Накануне интервью у заведующего хирургическим отделением республиканского кардиодиспансера, главного внештатного кардиохирурга Минздрава Чувашии Владислава Кашина был операционный день. Сложился он удачно, а потому доктор пребывал в хорошем настроении и никуда не спешил. Не торопился и наш корреспондент, который в тот момент волею судеб в одной из палат упомянутой клиники лежал под капельницей, делая вид, что задает вопросы лишь из профессионального любопытства.
 
Кардиохирургия - это не роскошь
 
— ВЛАДИСЛАВ Юрьевич, еще сравнительно недавно считалось, что кардиохирургия в силу своей высокой затратности — это позволительная: роскошь для очень крупных регионов. В Чувашии ее начали развивать вопреки определенному скепсису. Так чего достигли за эти годы, к чему пришли?
— Начну с того, что альтернативы по большому счету не было. В республике очень много пациентов, нуждающихся в оперативной коррекции. И не только по поводу порока сердца, но и так называемой хирургии ишемической болезни сердца. Так неужто их всех отправлять в Нижний Новгород, Самару, Москву даже за счет бюджетных средств? Многие просто не осилят все сопутствующие расходы на сопровождающих, дорогу, пребывание и.т.п.
Не секрет, что ведущие клиники страны оснащены лучше, чем Чебоксарский центр. Но уникальные технологии нужны для экстраординарных ситуаций, а с наиболее распространенными сердечными заболеваниями мы в состоянии справляться на месте. Одних кардиостимуляторов ставим в год свыше ста, хотя, наверное, нужно и больше.
Кроме того, кардиохирургия подтягивает за собой и смежные отрасли медицины. Уже совсем другие требования возникают к диагностике, лабораторной службе. Так что отдача проявляется и на других направлениях.
— Если условно самую сложную операцию на сердце оценить в десять баллов, то какая категория доступна нашей хирургии?
— Примерно в восемь баллов. Но лучше сошлюсь на мнение профессионалов. Вы, наверное, помните, как несколько лет назад в Чебоксары приезжал тогдашний министр здравоохранения Юрий Шевченко, который взялся сам оперировать трех больных, а нас пригласил к себе в ассистенты. Сегодня можно открыть небольшой секрет. Министр нередко устраивал подобные экзамены для провинциальных хирургов в других регионах с последующими оргвыводами. И мы знали, что некоторые коллеги после таких испытаний теряли работу. А в Чебоксарах пациентов Ю. Шевченко подобрал не из простых. У него вообще есть принцип: давать шанс людям, находящимся в самом тяжелом положении, хотя летальный исход на операционном столе всегда очень больно отражается и на репутации хирурга. Так вот, эти операции были проведены успешно, всех их участников министр поощрил ведомственными наградами. То есть он признал уровень нашего профессионализма. Кстати, все те пациенты сейчас здоровы, трудятся, живут полноценной жизнью.
 
До последнего шанса
 
— А ВАМ часто после операций доводится встречаться со своими пациентами?
— Конечно, хотя бы в поликлинике нашего кардиологического центра, куда они приходят и после реабилитационного периода. Мне нравится, когда я не узнаю своих больных. Помню-то их перед операцией изможденными, потухшими. И вдруг вижу энергичных, оживленных, в полном смысле этого слова, людей.
Только не подумайте, что у нас здесь сплошная идиллия, только успеваем принимать благодарности и букеты цветов. Я уже говорил, что летальный исход — всегда страшный удар для врача. Начинаются бессонные размышления: почему так произошло, имелся ли другой вариант оперативного вмешательства. В первые три года деятельности в нашей хирургии смертности вообще не было. Но не потому, что так замечательно работали. Просто духу не хватало браться за скальпель, когда риск был чрезмерным. А сейчас и в безвыходных, казалось бы, ситуациях пытаемся спасти человека. Берем порой тех, кому несколько лет назад отказывали в хирургическом вмешательстве в федеральных центрах. Увы, получается не всегда, в год бывает один два летальных исхода. Но они происходят в тех случаях, когда организм больного уже не в силах противостоять недугу.
 
Другой жизни не бывает
 
— А НАСКОЛЬКО людям доступна сейчас хирургическая помощь?
— Давайте подчеркнем, что кардиохирургия в Чувашии все же не бедствует. В некоторых соседних регионах делают в два раза меньше бюджетных операций. Знаю, что и президент республики лично уделяет большое внимание нашей отрасли, и руководство Минздрава очень активно работает на этом направлении. Как бы ни было сложно с финансированием, но в любом случае помощь человеку будет оказана. Хотя, конечно, приходится соизмерять возможности и потребности. Есть у нас даже ведомственный консилиум, который определяет очередность операций на бюджетной основе. Впрочем, ждать приходится не так уж и долго — шесть или восемь месяцев. Но за государственный счет можно провести 24 операции в год, а всего мы делаем свыше шестидесяти. Что-то спонсоры оплачивают, что-то предприятия, где работают наши больные.
Да и как иначе, ведь, будем откровенны, государство сейчас не в состоянии платить за все. Поэтому не грешно и больным вносить какой-то вклад в свое лечение. Поймите правильно, говорю не про зарплату медиков или содержание клиник, а про специфические лекарства, расходные материалы. И мы ставим вопрос о частичной оплате операций, составляющей примерно треть их фактической стоимости. Причем речь идет о цифрах, которые на ; порядок ниже, чем в столичных клиниках. Однако некоторые пациенты нас не понимают и отказываются от операций. А до-воды приводят довольно интересные: «Нет денег на лечение, поскольку нужно строить новый дом или купить машину». Возможно, в таких случаях вначале нужна помощь не хирургов, а психологов, Надо ведь как-то убедить людей в том, что нет ничего дороже собственного здоровья.
— И что, многих нужно в этом убеждать?
— Да чуть ли не большинство. Увы, наплевательское отношение к собственному здоровью встречается повсеместно среди всех категорий населения. Удивительно, но ради самих себя люди жалеют тратить моральные и физические силы, время, деньги. Они не хотят задуматься над тем, что все пагубные привычки бесследно не проходят. Такой феномен, наверное, характерен только для нашей страны. Вот и приходится повторять, извините за банальность, что жизнь дается человеку один раз, второй попытки не будет.


"АиФ Чувашия"
25 августа 2005
00:00
Поделиться
;