Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Накал «горячей линии» слабеет

— Алло, это "горячая линия"? Инвалид второй груп­пы вас беспокоит. Подскажите, пожалуйста, стоит мне покупать социальный проездной или нет? Да, понимаю, я сам должен решить, но вы мне все-таки объясните...
Обычный звонок, один из многих. На республиканскую "горячую линию" за день их поступает 200-250, в иные смены — и по 300.
 
С одной из дежурных по"линии", сотрудницей отдела субсидий Минздравсоцразвития Чувашии Ларисой Прокопьевой, беседуем мы урывками: и минуты не проходит, как в кабинете раздается мелодичная трель телефона. Звонят в "справочную по монетизации" с самыми разными вопросами. Местные льготники спрашивают, когда начнут выдавать ЕДВ и где можно получить выплаты. Льготники федеральные интересуются, положены ли им компенсации на проезд по новым правилам и какие в целом льготы у них сохранятся. Общая для всех тема — социальный проездной: когда и где начнут его продавать, какие документы нужны для покупки, на каком транспорте можно будет проехать по социальному билету. По словам Л а рисы, один из ветеранов даже поинтересовался, какого "формата" будет новый проездной нужно ли, мол, для него покупать новый футлярчик? На чей-то взгляд, это мелочь, пустяк. Но для пожилых людей мелочей нет — к переменам они привыкли готовиться основательно.
Принимать звонки от льготников на республиканской "горячей линии" начали с 1 ноября.
— Сначала работал один телефон, через неделю подключили и второй, чтобы побольше людей смогло к нам дозвониться, — говорит заместитель министра здравоохранения и социального развития ЧР Людмила Рулькова. — Сейчас "горячие линии" появились во всех городах и районах республики. Но звонков к нам идет по-прежнему много. Может, еще и потому, что номера людям знакомы. В прошлом году именно по этим телефонам задавали они вопросы по 122-му закону, по монетизации льгот, начавшейся с января 2005 года.
Дежурить на "горячей линии"довелось в ту пору специалист у отдела субсидий Светлане Баукиной. Сейчас она снова на телефонной вахте. Говорит, что и в прошлом году, и в нынешнем число звонков от льготников почти одинаково, а в остальном — и сравнивать не стоит. В том году замена льгот на деньги многим казалась катастрофой: люди нервничали, ругали правительство (а заодно и собеседниц), в сердцах швыряли трубки. Нынче атмосфера иная. Напряжение снял переходный год, на который в республике сохранили прежние льготы. Сейчас на местную монетизацию люди в целом уже настроились, главное для них — выяснить подробности нового дела.
— Были в прошлом году и другие трудности, — вспоминает Светлана. — Иногда мы и сами не знали, что ответить льготникам. Приходилось звонить партнерам по "горячей линии" из республиканского Пенсионного фонда, те в свою очередь связывались с российскими коллегами, узнавали подробности. Методички же с вопросами-ответами по льготной реформе пришли к нам из Москвы только в январе.
Сейчас в справочных материалах дефицита нет. Под рукой у дежурных — объемистые папки с надписью "Горячая линия". В них — президентские указы и постановления правительства, комментарии к официальным документам, ответы на главные вопросы льготной реформы. Рядом компьютеры, при необходимости можно навести справки по электронной базе данных.
Но работа на "горячих линиях" идет не только по принципу "вопрос-ответ". Кроме всего прочего, линии эти — отличный канал обратной связи. Каждый вечер сотрудницы "справочной службы" записывают в специальный журнал вопросы, заданные по "горячим" телефонам, а затем составляют рейтинг самых популярных вопросов
за день, за неделю. Сводный перечень "горячих" тем от льготников в Минздравсоцразвития республики использовали при подготовке брошюр-памяток по монетизации льгот. Изданы они будут 100-тысячным тиражом, и в ближайшие дни их начнут раздавать льготникам, вывесят в отделах соцзащиты, сбербанках, отделениях связи, аптеках. Свое "пособие" по монетизации получат и специалисты — для них напечатают 2 тысячи брошюр. "Нужно, чтобы на все вопросы о ЕДВ, о социальном проездном мог ответить не только человек с "горячей линии"
любой работник социальной сферы", — заметила на встрече с руководителями отделов соцзащиты министр здравоохранения и социального развития Нина Суслонова.
Конечно, в общем и целом вопрос с региональной монетизацией уже решен. Но в деталях жизнь то и дело подкидывает новые вопросы. К примеру, является человек одновременно ветераном труда и тружеником тыла. По закону ему необходимо выбрать одну из льготных "позиций" и подать заявление в свой отдел соцзащиты. Но как быть, если пожилой ветеран живет в дальней деревне и из дому почти не вы ходит? Вопрос этот уже поставлен в повестку дня, власти обещают - разберемся, решим. Или взять другой момент: социальные проездные пока намечено продавать лишь в городах и райцентрах, но путь туда для сельских льготников не всегда близок. Впрочем, в Цивильском районе выход уже нашли: решили развозить проездные по сельским администрациям. В определенный день, о котором льготников заранее известят, к ним в деревню приедет соцработник со льготными проездными билетами. Почин хороший, будем надеяться, в других районах его подхватят.
...Что говорить, ни одна социальная реформа не дается легко и просто. Особенно если за ней — интересы сотен тысяч людей. Многим, наверное, памятны всколыхнувшие страну январские митинги и пикеты разгневанных пенсионеров. Причиной их, по мнению экспертов, стали две главные беды: не до конца проработанная реформа льгот и — дефицит информации. А пустоты, как писал в свое время известный публицист Анатолий Аграновский, природа не терпит ни в чем, и информационные пустыри зарастают слухами-сорняками. Поэтому нужны не только взвешенные и продуманные законы. Необходимо, чтобы люди знали об этих законах все до мелочей.
Впрочем, мелочей тут, повторимся, нет — важны и конкретный адрес пункта по продаже проездных, и еще одно напоминание о том, какие документы подтвердят право на льготы. "Ну а в целом, — говорит Л. Рулькова, — из звонков, идущих на "горячую линию", все чаще становится ясно: основную суть перемен люди уловили. И звонят по "горячим" телефонам лишь за тем, чтобы проверить, все ли они правиль­но поняли, и — уточнить детали. А возможность сверить информацию у льготников будет еще долго. "Горячие линии" продолжат работу и в январе, и в феврале — до тех пор, пока у людей будут вопросы.


"Советская Чувашия"
19 ноября 2005
00:00
Поделиться
;