Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Недетские проблемы

"Демографическую проблему России может решить только поколение тех, кто сегодня ходит в детский сад или еще не родился. И то при условии, что мы сумеем сохранить их здоровье", - уверен директор Научного центра здоровья детей РАМН академик Александр Баранов
О демографической проблеме России и борьбе за повышение рождаемости в последнее время не говорил только ленивый. Между тем у врачей-педиатров свой взгляд на этот вопрос. Не теряя из виду количество, они призывают задуматься и о качестве жизни подрастающего поколения. Об этом в интервью "Итогам" рассуждает вице-президент РАМН, директор Научного центра здоровья детей, главный педиатр-эксперт Минздравсоцразвития России Александр Баранов.

- Александр Александрович, рождаемость в стране начала повышаться. Есть повод порадоваться?

- Не совсем так. Это временное явление. Действительно, по данным первого квартала 2008 года в нашей стране родилось больше детей. Однако это связано прежде всего с тем, что в репродуктивный возраст вступило поколение женщин, появившихся на свет в конце 70-х - начале 80-х годов XX века, когда рождаемость была достаточно высокой. А общая тенденция, к сожалению, совсем другая - за последние 15 лет общее количество детей в России уменьшилось на 10 миллионов. Когда они достигнут репродуктивного возраста, число рожающих резко сократится. Так что в ближайшем будущем стоит ожидать не увеличения рождаемости, а ее снижения.

- А что могло бы в корне изменить ситуацию?

- Если бы мы уговорили семьи рожать по три-четыре ребенка. Но это маловероятно. Демографическую проблему России может решить только поколение тех, кто сегодня ходит в детский сад или еще не родился. И то при условии, что мы сумеем сохранить их здоровье и нормальное восприятие ими семейных ценностей. Между тем на фоне даже небольшого увеличения рождаемости последнего времени растет число тех, кто появился на свет с врожденными болезнями, с пороками развития, с внутриутробными инфекциями. Это, кстати, связано и с тем, что меры поощрения рождаемости привели к демографическому всплеску в группах асоциальных семей. Недавно вышедшая на государственный уровень концепция стимулирования экстракорпоральных технологий рождения тоже способствует росту числа больных детей.

- Каким образом?

- Мы проанализировали многочисленные данные и в нашей стране, и за рубежом: число врожденных пороков у "детей из пробирки" в два раза больше, чем у обычных новорожденных. Заболеваемость у них намного выше. Конечно, нужно учитывать желание родителей иметь ребенка. Но следует понимать: государственная поддержка ЭКО - не способ решить демографическую проблему.

- Так что же делать?

- Нужно всерьез заняться профилактикой бесплодия. Его наиболее частые причины хорошо известны. Это внутриутробная инфекция у женщин и аборты. Только по официальной статистике в России производится полтора миллиона абортов в год. Давайте посмотрим правде в глаза: тысячи частных гинекологических клиник в нашей стране процветают за счет абортов.

- Кстати, частные клиники регистрируют не все аборты.

- Совершенно верно. С гарантией в 99 процентов могу сказать, что государственная статистика не соответствует истинным размерам явления. По данным экспертов, количество абортов в стране примерно на миллион больше, чем говорят официальные цифры. Вот с чем надо бороться! Но, конечно, не запретами: в мире давно существуют программы планирования семьи. Все страны, добившиеся выдающихся результатов профилактики бесплодия, снижения детской, младенческой, материнской смертности, вводили такие программы. У нас они тоже зарождались в свое время, но Дума их ликвидировала.

- Но есть ведь и другие причины бесплодия. На вопрос, с какого возраста они могут возникнуть, специалисты отвечают: с нуля...

- Одна из причин бесплодия - врожденные пороки половой сферы у дево-чек и мальчиков. Сейчас в России около 5 миллионов бесплодных семей, а истоки заболевания часто обнаруживаются в детском возрасте. Но этой проблемой в нашей стране мало кто занимается! Два года назад мы создали у себя в центре андрологическое отделение для мальчиков. И хотя хирурги проводят по 5-6 операций в день, у нас огромная очередь. Причина проста - в России отсутствует специализированная андрологическая помощь. Врачей в этой области мало, и их практически никто не готовит. Вот и получается, что патологию в основном выявляют тогда, когда юноши попадают на призывную комиссию. Но в такой момент делать что-либо бывает уже поздно.
- Совсем недавно в России практически не было и детских гинекологов. Сейчас что-то изменилось?

- Делаются какие-то попытки, но мы еще очень далеки от того, чтобы сказать, что служба детской гинекологии в России создана. Хотя потребность в ней огромная.

- Демография определяется не только рождаемостью. Хочется, чтобы наши дети и прожили не меньше, чем их европейские сверстники. Однако специалисты пока таких гарантий не дают. С этим что делать?

- Мне очень импонирует высказывание Владимира Путина о необходимости перейти в области здравоохранения от локальных действий к системному подходу. От себя скажу, что такой подход должен подразумевать комплекс мероприятий по профилактике, диагностике, лечению, реабилитации. Мы, к сожалению, то ли в силу скудности средств, выделяемых на здравоохранение, то ли в силу недомыслия чиновников пока действуем по-другому. Я бы сравнил это с точечной застройкой, которую все критикуют. Так и точечные вливания в здравоохранение в целом не позволят изменить ситуацию к лучшему.

- В чем видите спасение?

- В профилактике. К сожалению, лечебные учреждения у нас до сих пор заинтересованы в том, чтобы иметь как можно больше тяжелых больных - за дорогостоящие технологии они получают больше денег. Знаете, какой анекдот сейчас в ходу среди медиков? Самый выгодный больной тот, кто поступает с сочетанной травмой, лежит в реанимации и на седьмой день умирает. А вот за профилактику нам ничего не платят. Между тем уже давно существует программа "Дети России" с подпрограммой "Здоровое поколение" - раньше она называлась "Здоровый ребенок". Когда-то я придумал это название: мы хотели внедрить с помощью такой программы набор самых эффективных профилактических технологий, сберегающих здоровье. Однако пока программа шла по всем инстанциям, ее изуродовали до неузнаваемости. Все старались за ее счет что-то отремонтировать, построить, купить оборудование. В итоге получилось , что из миллиарда рублей из федерального бюджета 800 миллионов ушло на строительство. И только 200 миллионов было предназначено на конкретные медицинские технологии. В пересчете на профилактику болезней у одного российского ребенка получается 7 рублей. Что можно сделать на эти деньги?

- Купить конфету и погладить по головке...

- Вряд ли это поможет. Я выступал на правительстве по этому поводу. Сейчас, возможно, что-то изменится. Недавно мы говорили с Татьяной Яковлевой, первым заместителем руководителя фракции "Единой России", курирующей вопросы здравоохранения в Госдуме, и решили подумать о новой программе. Я считаю, что в ней вообще не надо предусматривать строительство, а финансировать только ряд профилактических мер.

- Какие это могут быть меры?

- Прежде всего необходимо расширить национальный календарь прививок: сегодня практически у всех стран он намного шире, чем в России. У нас в нем около десяти прививок, а в других странах не менее пятнадцати. Средняя продолжительность жизни в Европе только за счет прививок увеличилась на 20 лет. Многие страны уже включили в свой календарь прививки от вируса папилломы, вызывающего рак шейки матки, от менингококковой, пневмококковой инфекции. Конечно, в России тоже в последние годы сделано много: например, у нас стали прививать от гепатита В. И заболеваемость сразу намного сократилась. Кстати, подсчитано: только расширив календарь прививок, мы могли бы увеличить среднюю продолжительность жизни на 7-8 лет.

- А если не ограничиваться только прививками?

- Самый мощный фактор риска в формировании здоровья - это питание. А оно у нас отвратительное. Фастфуд, "сорное питание", как его назвал Геннадий Онищенко, главенствует и в желудках, и в умах. Недавно власти пообещали наладить работу школьных столовых. Посмотрим, что изменится. Но в принципе - это проблема бедности. Многие семьи просто не могут обеспечить детей полноценным питанием. И потому имеется дефицит белков, молочных продуктов, овощей, который нельзя компенсировать уже потом, в зрелом возрасте. Когда мы несколько лет назад начали изучать проблему остеопороза, то были поражены, когда у 40 процентов детей находили отклонения от нормы при формировании костной ткани. Причина этого до сегодняшнего дня не совсем ясна. Но, безусловно, питание влияет на формирование костной ткани.

- А может, причиной является еще и недостаток двигательной активности? Например, у космонавтов в отсутствие нагрузок из костей быстро вымывается кальций...

- На это влияет целый комплекс причин: и экология, и питание, и гиподинамия. По имеющимся данным, у современных детей на 17 процентов снижена сила кисти по сравнению с их сверстниками пятнадцать лет назад. Они стали в среднем на 1,5 сантиметра ниже. А низкорослость является самым ярким показателем физической деградации. 20 процентов детей имеют пониженную массу тела, а 20 процентов, наоборот, весят больше, чем нужно. Объем грудной клетки уменьшился на несколько сантиметров.

- Профилактика профилактикой, но если ребенок заболел, его надо лечить. Между тем сейчас немало говорят об отставании нашей медицины. Российские врачи мало ездят на стажировки за границу, плохо говорят по-английски и поэтому находятся в стороне от мирового процесса...

- Сейчас все меняется. Педиатры, наверное, в этом смысле представляют собой передовой отряд. В июне в Стамбуле пройдет Европейский педиатрический конгресс, и наша делегация составит на нем двести человек. Причем половина - молодые ученые. В нашем центре за счет внебюджетного финансирования мы открыли постоянно действующие курсы английского языка для сотрудников. Кстати, в 2007 году у нас прошли лечение 500 детей из дальнего зарубежья - из Испании, Франции, Англии, Германии, Канады.
- Почему иностранцы везут своих детей лечиться в Россию?

- Я специально опрашивал родителей. Многие говорят откровенно: устраивает сравнительно невысокая стоимость медицинских услуг. Ну а качество российской педиатрической школы известно многим. У нас существует уникальная система образования педиатров, которой больше нет нигде. Ее пытались ликвидировать, но мы не дали. В Англии подсчитали, что врач общей практики при диагностике и лечении детей делает в два раза больше ошибок, чем педиатр. В России вся первичная медицинская помощь детям оказывается врачом-педиатром. Врачи-специалисты для детей тоже особые. Это огромное преимущество. Наша система педиатрии выстояла в самых трудных условиях, оказалась эффективной даже в критических ситуациях. Например, за пятнадцать послеперестроечных лет у нас в здравоохранении произошел обвал: колоссально выросла общая смертность. На этом фоне детская и младенческая смертность постоянно снижались - мы выдержали удар.

- Правда ли, что и в США сейчас пытаются повторить некоторые элементы российской педиатрической системы?

- Да, и на Международном конгрессе педиатров в Афинах это было представлено как огромное достижение. Американские медики рассказывали, что собираются создать так называемый педиатрический дом, что-то вроде детской поликлиники. Я пригласил их приехать и ознакомиться с нашей педиатричес-кой системой. Скоро мы ждем гостей - 10 человек из Академии педиатров США.

- Что будете им показывать? Одно учреждение погоды не делает...

- А мы и не единственные. Как главный педиатр-эксперт Минздравсоцразвития я часто бываю в разных регионах России: сейчас строится немало достойных детских клиник. Есть губернаторы, которые считают престижным возвести хорошую областную детскую больницу, оснастить ее. Такие примеры есть и в Краснодаре, и в Казани. Новая клиника строится в Ярославле. Но еще раз хочу подчеркнуть, что основой педиатрии была и остается профилактика. Конечно, врачу удобно иметь дело с высокими технологиями - это престижно и дорого. Но только профилактика поможет сделать так, чтобы до сложных операций и лечения дело просто не дошло.


"Итоги"
30 мая 2008
00:00
Поделиться
;