Министерство здравоохранения Чувашской Республики

На что жалуемся?

Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования – своеобразный пилотный проект для отечественного здравоохранения, по модели которого планируется «устроить» все лечебницы страны. В центре абсолютно бесплатно оказывают высокотехнологичную дорогостоящую медицинскую помощь, лист ожидания на операции прозрачный. Чтобы лечь в больницу, не нужны связи или деньги, достаточно иметь показания к лечению и направление, а получить консультацию нередко можно и без направления. За два с лишним года от пациентов не было ни одной жалобы на сотрудников клиники. С главным врачом центра Николаем Николаевым, который также является еще и советником Президента республики, встретился корреспондент «СЧ», чтобы поговорить о ситуации в медицине.

3-21– О поборах и вымогательстве врачей сейчас не говорит только ленивый. Доходит до того, что люди боятся идти в больницу, потому что у них нет денег заплатить за обследование или лечение, и очень удивляются, когда выясняется обратное.
– Это действительно ужасно. В 90-е годы, когда медицину бросили на произвол судьбы, месяцами не платили зарплату, врачи нашли лазейку, чтобы выжить. К сожалению, эта практика не изжита полностью, но, как мне кажется, все-таки случаев вымогательства стало гораздо меньше. Конечно, зарплаты у медиков низкие, но ситуация все-таки не катастрофичная, осуществляются доплаты медицин­ским работникам первичного звена, узким специалистам в рамках модернизации здравоохранения. Налажен контроль качества помощи, что тоже влияет на уровень ее оказания. Пройдет еще лет десять, и это станет эпизодом не очень приятным, но эпизодом нашей истории.
– Люди очень часто жалуются даже не на качество лечения, а на то, что не получают от врачей толковых объяснений. И нередко просто не понимают назначений доктора: почему таблетки надо пить по часам или что делать, если назначенный препарат не помогает?
– Разговаривать с больными необходимо, иногда достаточно десяти минут, чтобы переломить отношение человека к ходу лечения, и тот быстрее пойдет на поправку. Наши врачи разговаривают с пациентами, хотя у них тоже не очень много времени. Но они прекрасно понимают: то, как пройдет операция, сбудутся ожидания пациента или нет, во многом зависит от его настроя.
Недавно я разговаривал с больным из Пензы. Он отставной военный, очень переживал, нужно ему оперироваться или нет: операция очень непростая. Мы с лечащим врачом пришли к нему, поговорили, рассказали ему, как он себя будет чувствовать после операции в первые сутки, через два дня, через неделю. Как будет восстанавливаться, какие болевые ощущения будет испытывать. В результате после операции прошло две недели, он счастлив, потому что боли ушли, и понимает, что через месяц оставит костыли и заживет полноценно. А его информированность, по его же признанию, помогла ему отнестись к послеоперационному периоду более адекватно.
Конечно, чаще с пациентами контактируют медсестры: процедурная, перевязочная, массажистка, инструктор лечебной физкультуры, медсестра физиотерапии. Все они должны сделать массу процедур, чтобы быстрее восстановить больного. В общем-то, это во всем мире так устроено. Наркоз в Швеции дают не врачи, а медсестры, просто у них образование иное, они обучены этому. И мы к этому придем. На одного врача будет четыре медсестры. Европейский стандарт должен выдерживаться, иначе мы не сможем пациента максимально быстро поднять на ноги.
– Но тогда возникает вопрос, а пациенту это надо? Ведь случается, люди жалуются, что как только им стало легче, их «выкидывают» из больницы, а вот в советское время они лежали там три-четыре недели, а то и больше.
– Это очень сложный вопрос. Пока люди не будут чувствовать необходимость быть здоровыми, пока они не будут ощущать, что болезнь – это потеря их собственных денег, разговаривать на одном языке с ними будет трудно. Ведь тот, кто востребован, занимается любимым делом, как правило, ждет не дождется, чтобы вырваться из больницы и вернуться к своей обычной жизни. Сейчас очень важно развивать сеть реабилитационных коек, когда интенсивно пролеченный пациент сможет восстановить свое здоровье в комфортных для него условиях. Особенно это касается пожилых людей с букетом заболеваний. Бабушки-дедушки – это святое, и восстанавливать их здоровье – это наш долг.
– Сейчас, когда наблюдается дефицит медицинских кадров, довольно остро встал вопрос о подготовке студентов. По закону без согласия пациента его не имеют права показывать студентам или интернам. Как готовить будущих медиков, ведь далеко не каждый хочет быть учебным пособием. Некоторые отказаться стесняются, а потом жалуются, что их как подопытных кроликов показывают студентам.
– Всегда у пациента должны были спрашивать согласия, чтобы их осмотрели студенты или практиканты, закон ничего нового не внес. Дело в зрелости общества. Почему в европейских странах больше доноров? Почему там чаще люди пишут завещание на свои органы, разрешая их пересадку, и не считают это зазорным или кощунственным? Наверное, сказывается еще и то, что сейчас авторитет врача понизился. Если раньше врач заходил в палату и говорил, что с ним студенты, будущие доктора, то никому в голову не приходило возражать, потому что врача уважали, ему верили. Нужно поднимать престиж профессии, и тогда все будут понимать, что сегодняшний студент завтра станет врачом и будет лечить людей.



"Советская Чувашия"
18 августа 2011
00:00
Поделиться
;