Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Тонкая помощь пищеводу

Марина Белова (фамилия и имя изменены – авт.) уже 12 лет не может питаться нормально. В 26 лет она случайно перепутала емкости и выпила уксусную кислоту. Ее пищевод зарубцевался и просто-напросто не пропускал пищу. В последние 7 лет своих мучений ей приходилось постоянно проводить в больницах, а в итоге и самостоятельно проводить бужирование (расширение) пищевода, чтобы жидкая пища доходила до кишечника.

Положение Марины осложнялось уже перенесенными ранее операциями. Необходимо было радикальное лечение, которое помогло бы вернуться к полноценной жизни. За решение этой трудной задачи взялись хирурги Республиканской клинической больницы: ей проведен первый этап уникальной пластики – операции по замещению рубцово-измененного пищевода. До Чувашии подобные операции проводили лишь в крупных хирургических центрах Москвы и Санкт-Петербурга.

Надо отметить, что пациентке Беловой повезло уже в том, что она смогла дожить до дня операции. Более половины из тех, кто выпивает уксусную кислоту или какие-либо другие химически активные вещества, погибают. В остром периоде, как правило, отказывают почки. Выжившие не могут нормально питаться, а это значит, что и без того ослабленный от отравления организм несет потери по всем фронтам.

Раньше таким пациентам, как Марина, делали другую пластику пищевода: им «дотягивали» до глотки либо часть толстого кишечника, либо желудка. Понятно, что страдала непосредственная функция самого органа, используемого для пластики, те или иные функции организма уже нарушались. При новом же виде операции берется 20-сантиметровый участок тонкой кишки (что для организма не столь существенно, поскольку ее длина несколько метров) и пересаживается в шею. Прежние виды операций остаются актуальными, но методы высокотехнологичной медицинской помощи продолжают совершенствоваться. Сроки восстановления пациентов при ранее проводившихся пластических операциях такие же, но они более травматичны, и связаны с большой кровопотерей.

«Подобные операции возможны только в многопрофильных больницах, таких, как наша, где есть масса специалистов смежных областей медицины, и можно собрать мультидисциплинарную бригаду. Начали мы с лапаротомии — рассечения живота. Для того, чтобы заменить шейный отдел пищевода, мы первым делом резецировали сегмент тонкой кишки размером 20 сантиметров на сосудистой «ножке» (с сосудами, питающими сегмент). Затем выделили внутреннюю сонную артерию и внутреннюю яремную вену. Сложность в том, что на шее пациентки уже были операции, что затрудняло доступ к сосудам и пищеводу. Бригада хирургов произвела подсадку кишки на микрососудистых анастомозах, присоединив ее к сосудам шеи. Сейчас ее жизнеспособность не вызывает сомнений, — рассказал взявший на себя смелость провести операцию заведующий хирургическим торакальным отделением Республиканской клинической больницы Алексей ДОБРОВ. — Сложность при пересадке тонкой кишки в том, что сосуды трансплантанта очень тонкие и хрупкие. Такая микрохирургическая операция возможна только при высоком мастерстве хирургов». Кстати, Добров и раньше был первопроходцем в нашей региональной торакальной хирургии: именно он внедрил и поставил на поток торакоскопические операции на легких, лапароскопические операции на диафрагме и пищеводе.

Первые пять суток после оперативного вмешательства считаются самыми сложными: хирурги наблюдали, приживется ли кишка. На второй день она начала сокращаться, приобрела розовую окраску.

«Эта операция, по сути, аутотрансплантация – человеку орган из одной анатомической области пересадили в другую. Почему она стала возможной? Тут сыграли роль несколько факторов: и оборудование, которое у нас появилось, и профессионализм наших хирургов, которые оказались на той степени своего мастерства, что смогли провести такую сложную пятичасовую операцию, учтя все риски», — рассказал заместитель главного врача по хирургической помощи Республиканской клинической больницы Ильдар Абызов.

Во время подготовки данной статьи Марине провели второй этап операции. Он тоже достаточно сложный и ответственный: пересаженный сегмент тонкой кишки был соединен с глоткой и оставшимся пищеводом.

Хирурги надеются, что уже к новому году Марина сможет зажить полноценной жизнью, а в течение будущего года эта операция станет доступна и другим таким же пациентам. Все они проводятся в рамках Программы государственных гарантий, то есть бесплатно, но бюджету лечение таких случайных или суицидальных отравлений обходится в сотни тысяч рублей.

Елена ГУБАНОВА



"АиФ Чувашия"
23 ноября 2011
00:00
Поделиться
;