ПЬЕШЬ? В ПРОФИЛАКТОРИЙ!
ПЬЕШЬ? В ПРОФИЛАКТОРИЙ!
В стране могут снова появиться известные по советским временам лечебно-трудовые профилактории (ЛТП)
В одном из регионов депутаты подготовили проект федерального закона об обязательном лечении россиян, совершивших административные правонарушения под воздействием алкоголя. В проекте, который в ближайшее время направят на рассмотрение в Госдуму, предложено возродить систему лечебно-трудовых профилакториев и направлять в ЛТП поклонников зеленого змия для перевоспитания. Плюс к этому недавно на общественное обсуждение вынесен законопроект Минздрава России. В нем предлагается через суд отправлять на принудительное лечение и медицинскую реабилитацию водителей, злоупотребляющих спиртным.
Мнения экспертов по поводу возвращения ЛТП кардинально расходятся. Одни утверждают – изоляция пьяниц (а также наркоманов) пойдет на благо им и их семьям, снизится и уровень преступности. Другие уверены – вылечиться в ЛТП сможет только тот, кто искренне этого хочет. Большинство же выпивох, отбыв лечебно-трудовую повинность, возьмутся за старое…
НАДО ЛИ ВОЗРОЖДАТЬ ЛТП?
На этот вопрос нам ответили
Анатолий ИГУМНОВ, председатель общественного совета при главе города Чебоксары, почетный гражданин г. Чебоксары:
– Лечебно-трудовые профилактории начали закрываться в середине 90-х годов. Я был в ту пору мэром столицы республики, и мне пришлось вплотную заниматься этим вопросом. Не по личной инициативе, конечно же. Приказ был свыше, кто помнит. Причину закрытия объясняли тем, что эти заведения не дают должного эффекта. Но все дело было в том, что содержать ЛТП приходилось за счет городского бюджета, а там никогда не было лишних денег. Поэтому надо решить сначала: на какие средства будут строиться и существовать эти профилактории для чрезмерно пьющих людей? Затраты тут требуются немалые. Но спокойно взирать на алкашей, думаю, никто не хочет. Так что ЛТП надо открывать и средства на это находить. Хуже от их открытия никому не будет.
Оксана АЧКАСОВА, креативный продюсер Национальной телерадиокомпании Чувашии:
– Считаю, что если дело доходит до решения суда, то тратить государственные деньги на такого индивидуума уже не стоит. Никаких профилактик дальше, отправлять на тяжелые работы – лесоповал или добычу урановых руд. Семья подписывает бумагу «не возражаем», и пусть едет в Сибирь махать кайлом на благо Родины, туда, где до ближайшей бутылки – тысяча верст. А то получаем демократию для алкашей, а не для окружающих, которые вынуждены годами их терпеть.
Владимир ЗЫРЯНОВ, ведущий редактор издательских проектов Союза журналистов Чувашии:
– Лично я не поддерживаю эту идею, поскольку возрождение ЛТП – это ограничение свободы граждан. К тому же многолетняя практика показала, что лечебно-трудовые профилактории не оправдали себя. Немало реальных историй, когда люди лечились в этих учреждениях (если вообще не сбегали оттуда), а потом возвращались домой и снова тянулись к рюмке. Или, хуже того, продолжали употреблять спиртное, формально находясь на лечении (доставить туда бутылку гонцу было несложно). Кроме того, страдали семьи, они временно лишались кормильца и помощника в делах. Так что возрождение ЛТП, считаю, не принесет реальной пользы ни государству, ни семьям. Это не решение проблемы пьянства, куда важнее создать более действенную систему профилактики.
Людмила ЯКОВЛЕВА, главный врач Республиканской станции переливания крови:
– Вопрос спорный: заставлять лечиться алкоголика или нет. Я уже не помню, почему эту систему ликвидировали, но, судя по всему, затраты были высокими, а результат низким. По-моему, ЛТП, может быть, и не надо возрождать, а вот принудительное посещение психолога в обществе анонимных алкоголиков – нужно.
Анатолий ДИМИТРИЕВ, директор Чебоксарского ПАТП ГУП «Чувашавтотранс»:
– Мы сегодня часто стали обращаться к советскому опыту, и считаю, что это неплохо. Много там было полезного. Нужно ли вновь открывать ЛТП? Вопрос, конечно, спорный, но я был бы «за». Возле дома, где я живу, – три рюмочные. Пьют с утра до ночи, публика практически одна и та же. Представляю, как живется их семьям. А определить этих выпивох в ЛТП, глядишь, домочадцы бы отдохнули, да и сами бы они протрезвели, подлечились. Ведь были те, кто благодаря таким профилакториям бросал пить. Брат мой двоюродный, к примеру, после ЛТП к рюмке больше не прикасался. Думаю, и сейчас положительных примеров будет немало. А что касается принудительного лечения водителей, злоупотребляющих спиртным, тут двух мнений быть не может – лечить! Пьяный за рулем – это преступник.
Марина СЕРГЕЕВА, референт отделения информации и общественных связей МВД по Чувашии:
– Я ярая противница алкоголя. Наверное, потому, что в нашей семье спиртное было не в почете, взрослые позволяли только рюмочку по большим праздникам. И когда родители принимали гостей, нас, детей, за стол сажали. Считаю, что алкоголизм – это серьезная болезнь, а не блажь какая-то. Семьям, в которых есть алкоголики, надо не только сочувствовать, но и оказывать помощь со стороны государства. Я – за лечение больных от алкоголизма и их адаптацию, поэтому поддерживаю возрождение ЛТП. Слышала такое же мнение от многих в своем окружении. Посмотрите статистику: большинство преступлений совершается после распития спиртных напитков. А жертвами преступников часто становятся пьяные граждане. Надо же с этим серьезно бороться!
Спрашивали Людмила АРЗАМАСОВА, Леонид НИКИТИН, Людмила СМАГИНА,
Ирина САВКИНА, Алена ОЛЕНОВА
По результатам социологического опроса, проведенного «Левада-центром», предложение по возрождению системы ЛТП поддерживает 81 процент опрошенных россиян.
КСТАТИ
Первый ЛТП на территории Советского Союза был открыт в 1964 году в Казахской ССР. Затем такие заведения стали открываться в РСФСР и других республиках. В марте 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 1 года до 2 лет, решение о направлении в него принималось судом. В 1994 году система принудительного лечения была отменена в России указом Бориса Ельцина. В настоящее время ЛТП продолжают работать в Беларуси, Туркменистане и Казахстане.