Министерство здравоохранения Чувашской Республики

«Вызов принят, встречайте бригаду»

В субботу отмечался Всемирный день оказания первой медицинской помощи. Инициаторами учреждения этой даты выступили 20 лет назад члены Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Главный внештатный специалист Минздрава Чувашии по первой помощи, медбрат-анестезист Алексей Смирнов рассказал о правилах вызова скорой медицинской помощи.
Фото cap.ru

— По какому поводу чаще всего вызывают скорую помощь?

— Ежегодно республиканская служба скорой медицинской помощи принимает более 300 000 вызовов. С января по август 2020 года уже принято более 220 000 вызовов. 29% из них — к пациентам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, 23% — с болезнями органов дыхания, на третьем месте — вызовы по поводу травм.

— Все ли звонки обоснованы? Наверняка бывает, что бригада выезжает на вызов, а реальная помощь не требуется. В каких случаях действительно нужно вызывать скорую помощь?

— Экстренная помощь оказывается при несчастных случаях: тяжелых травмах в результате ДТП, падениях с высоты, множественных переломах с вывихами и открытыми ранами, огнестрельных или ножевых ранениях, отравлениях, термических и химических ожогах, кровотечениях, представляющих угрозу для жизни, а также пострадавшим от стихийных бедствий.

Однозначно нужно срочно звонить в «103», если вы почувствовали или увидели у кого-то признаки инфаркта (боли и жжение за грудиной) или инсульта (нарушение движения, асимметрия лица, спутанность речи, внезапная головная боль). Бригады «03» приедут к пациенту с нарушением сознания и дыхания, при родах и нарушениях нормального течения беременности (на любом сроке), а также к детям до 3 лет независимо от повода вызова. Скорая помощь выезжает к психическим больным при острых расстройствах с поведением, опасным для жизни и здоровья больного и окружающих.

Если имеется личный транспорт, и состояние больного позволяет самостоятельно добраться до ближайшего стационара, то можно это сделать, не дожидаясь приезда бригады. В любом стационаре города тех, кто нуждается в медицинской помощи, примут и окажут первую помощь, а при необходимости госпитализируют.

— Как вызвать скорую или неотложную помощь? И что нужно рассказать диспетчеру при вызове?

— Нужно набрать в телефоне «103». В Чебоксарах организован Единый call-центр для приема вызовов скорой медицинской помощи от населения Чувашской Республики в круглосуточном режиме. В районах, граничащих с другими субъектами Федерации, звонок с мобильного телефона по номеру «103» может попасть в аналогичную службу соседнего региона. В этом случае рекомендуем звонить в службу скорой медицинской помощи по прямому номеру 8 (8352) 419860.

Во время разговора с диспетчером нужно:

  • объяснить, что случилось: максимально точно и достоверно описать жалобы пациента, внешние проявления (признаки) его состояния (заболевания);
  • назвать точный адрес вызова: город, для сельского поселения — район/село/деревня, улицу, номер дома и квартиры, этаж, код и номер подъезда. В случаях, когда местонахождение улицы или дома неизвестно, необходимо уточнить пути подъезда к адресу или месту происшествия, назвать его общеизвестные ориентиры: перекресток улиц, административные здания и т.д.;
  • назвать фамилию, имя, отчество пациента или пострадавшего, дату рождения, если вызывающему неизвестны паспортные данные пациента, то необходимо указать пол и примерный возраст.

Вызов считается принятым, если медицинский работник Единого call-центра, получив полные ответы на заданные вопросы, повторяет адрес и сообщает вызывающему: «Ваш вызов принят, встречайте бригаду» и называет время приема вызова. После выезда бригады скорой медицинской помощи на сотовый телефон вызывающего поступает СМС-уведомление с указанием времени выезда и номера телефона выехавшей бригады.

— Что должны делать родственники до приезда медиков?

— Нужно обеспечить беспрепятственный проход медицинских работников к пациенту с аппаратурой и в обуви — надевание бахил не предусмотрено нормативной правовой базой в сфере здравоохранения. Также подготовить место для сумки с медикаментами и медицинского оборудования, табурет. Если дома есть собака или кошка, домашнее животное нужно изолировать.

Родственники должны организовать встречу вызванной бригады скорой помощи у ворот дома или подъезда, чтобы максимально ускорить прибытие медицинского персонала к пациенту. При наличии препятствий для автомобиля — шлагбаум, «цепочка» и прочие барьеры — по возможности обеспечить открытие проезда.

Родственники должны оказывать содействие бригаде при транспортировке пациента в автомобиль скорой медицинской помощи, привлекая своих близких, соседей, окружающих.

— Через какое время после вызова должна приехать скорая помощь и что поможет максимально ускорить прибытие бригады на место вызова?

— На экстренный вызов регламентированное время прибытия бригады скорой помощи не превышает 20 минут, при этом на неотложный вызов бригады скорой помощи направляются при отсутствии экстренных вызовов.

Проблема доступности и доезда бригады скорой до пациента является одной из самых важных в нашей работе. Конечно, все автомобили скорой помощи оснащены проблесковыми маячками и специализированным звуковым сигналом, однако не все участники дорожного движения должным образом относятся к включенным маячкам и сиренам. Часто из-за невнимательности или нежелания уступать такие водители попадают в ДТП с автомобилями скорой помощи, подвергают опасности жизни сотрудников скорой, пациентов, находящихся в автомобиле, и свою собственную.

Во дворах проехать к необходимому адресу мешают тесно припаркованные частные машины. Ставя автомобиль во дворе, нужно всегда сохранять проезд для машин скорой помощи и других экстренных служб. Просим внимательно относиться к этому вопросу.

Антонина ТАБАРДАК,
завотделением медицинской профилактики
Республиканского центра медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины