Для профилактики алкоголизма в Чувашии реализуется профиль трезвости муниципальных образований
В Чувашской Республике с целью организации комплексной профилактической работы по формированию здоровья и снижению уровня медико-социальных последствий проблемного потребления алкоголя реализуется Профиль трезвости муниципальных образований, созданный по инициативе Министерства здравоохранения Чувашии в 2017 году по аналогии с федеральным проектом «Трезвая Россия».
Задача профиля трезвости провести ранжирование территорий республики по напряженности «алкогольной» ситуации и ее последствиям в целях предоставления ее обществу, органам местного самоуправления для принятия управленческих решений.
«Данный Профиль позволяет определять «болезненные» точки в муниципальном образовании и проводить «точечную» профилактику, воздействуя на индикаторы неблагополучия алкогольной ситуации в районе. В качестве базовых показателей были взяты 3 категории показателей: демографические, которые включают в себя такие значимые показатели как смертность и рождаемость, общую численность населения, социальные - число преступлений, совершенных лицами в состоянии опьянения, число правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, количество точек, реализующих алкоголь, медицинские – смертность от отравления алкоголем и число больных, обратившихся в наркологическую службу», - подчеркнула главный внештатный психиатр-нарколог Министерства здравоохранения Чувашии Ирина Булыгина.
Профиль трезвости формируется на данных, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике; МВД по Чувашии; Минэкономразвития, промышленности и торговли ЧР; администрацией муниципальных образований ЧР; Управлением Роспотребнадзора по ЧР.
По итогам формирования Профиля муниципальным образованиям даны предложения, направленные на снижение вредного употребления алкоголя и снижение смертности от отравлений алкогольной и иной спиртосодержащей продукцией:
- Снижение физической доступности алкоголя и доступность алкоголя по времени и по возрасту: снижение количества точек, реализующих алкогольную продукцию, в зависимости от численности населения. Запрет на реализацию алкогольной продукции в «шаговой доступности» для населения, в том числе размещения алкогольной продукции совместно с продуктами повседневного спроса и продуктами, привлекательными для детей.
- Обеспечение контроля субъектами профилактики соблюдения законодательства, направленного на снижение потребления алкоголя, включая нелегальный алкоголь, в общественных местах, местах массового скопления граждан с проведением «квотирования» наиболее напряженных зон «пьяной преступности» на уровне каждого муниципального образования.
- Создание системы контроля за маркетингом алкогольной продукции, введение законодательного запрета на реализацию алкоголя в открытом доступе, вывод продажи алкоголя в специализированные магазины.
- Главам муниципальных округов и сельских поселений рекомендовано назначить из числа специалистов поселения ответственных лиц по осуществлению мониторинга уровня потребления алкоголя на территории поселения в целях координации работы субъектов профилактики.