Школьная медицина
В Чувашской Республике функционирует 414 общеобразовательных организаций, в которых обучаются 130,167 тысяч учащихся. Приказом МЗ РФ от 5 ноября 2013 года № 822н регламентированы рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним, введена должность «врач по гигиене детей и подростков», представлен стандарт оснащения медицинских кабинетов, определены функциональные обязанности медицинских работников. При медицинском сопровождении детей в детских садах и школах медицинские работники оказывают экстренную и неотложную помощь, проводят медосмотры, вакцинопрофилактику, оказывают содействие в обеспечении санитарно-эпидемиологического обучающихся, проводят профилактическую работу по снижению негативного влияния факторов внутришкольной среды на здоровье детей.
В детских садах и школах республики имеется значительный дефицит медицинских работников, оказывающих помощь в этих организациях. Уровень укомплектованности педиатрами составляет около 50% (средний возраст около 60 лет), более 70% - средним медицинским персоналом, отсутствуют специалисты по гигиене детей и подростков.
С учетом состояния здоровья детей в медицинских организациях действуют детские центры здоровья, отделения и кабинеты здорового ребенка, центры охраны репродуктивного здоровья подростков, отделения для оказания медицинской помощи детям в образовательных организациях, проводящие целенаправленную работу по здоровьесбережению среди всех участников образовательного процесса (учеников – педагогов - родителей – дошкольно-школьных медицинских работников), но чаще в автономном режиме.
Пилотный проект «Школьная медицина» реализуется в 5 субъектах России – Якутии, Ямало-Ненецком автономном округе, Ростовской, Смоленской и Тамбовской областях.
Основными направлениями проекта является создание современной эффективной модели здоровьесбережения обучающихся в общеобразовательных организациях на основе использования всех ресурсов профилактической педиатрии (центры здоровья, кабинеты здорового ребенка, школьные медицинские блоки и т.д.); формирование новых компетенций в деятельности медицинских работников в образовательных организациях (утверждение нового стандарта «специалист по школьной медицине» (бакалавр); развитие новых форм гигиенического воспитания детей и др.
Новым проектом предусматривается следующее: в штат детской поликлиники будет введена должность врача, занимающегося гигиеной детей и подростков, а также расширен штат дошкольного и школьного педиатрического отделения на единицу фельдшера. В будущем на смену фельдшеру придёт бакалавр. Все сотрудники детского центра здоровья в детской поликлинике будут привлекаться к работе на аппаратно-программных комплексах, имеющихся в школах, задействованных в проекте. О результатах исследований, полученных в медицинских школьных кабинетах, информация будет передаваться докторам-специалистам поликлиники, которую смогут её использовать при проведении регулярных профилактических осмотров детей. Такой подход позволяет создать целостную систему по профилактике здоровья детей школьного возраста.
Главными специалистами Минздрава Чувашии, ответственными за реализацию Проекта (медицинские организации) изучен опыт реализации Проекта (Смоленская область, Чеченская республика).
В настоящее время издан приказ о реализации проекта «Школьная медицина» (далее - Проект) на территории республики, которым определены пилотные площадки Проекта (БУ «Городская детская больница №1», БУ «Городская детская больница №2», БУ «Городская детская больница №3», БУ «Новочебоксарский медицинский центр», БУ «Чебоксарская РБ» Минздрава Чувашии, СОШ№ 59,17,28,1,61, гимназия №1 г. Чебоксары, СОШ №17 г. НЧБК, Кугеський лицей). Проведены межведомственные рабочие совещания с участием представителей Минобразования Чувашии, территориальных органов Росздравнадзора, Роспотребнадзора. Обсуждены вопросы реализации проекта «Здоровое зрение» в образовательных организациях республики в рамках «Школьной медицины». Проводится аудит службы в указанных медицинских организациях. Утверждена дорожная карта реализации Проекта.