Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Информация по ранней диагностике расстройств аутистичского спектра

Нарушения аутистического спектра (далее – РАС) – это комплекс нарушений созревания и развития психических функций. Включает в себя такие состояния, как аутизм, детское дезинтегративное расстройство, синдром Аспергера.

Общим для этих расстройств является нарушение коммуникативных способностей, ограниченный набор интересов и видов деятельности.

Основной метод диагностики РАС - динамическое наблюдение специалиста за поведением ребенка. В дополнение к основному методу проводятся психологическое, неврологическое и другие методы обследования.

Диагностика РАС должна быть проведена до 5-летненнего возраста.

Для этого существуют скрининговые методы обследования, задача которых – заподозрить РАС и начать его более углубленное обследование.

Поскольку скрининг не используется для выставления диагноза, его могут осуществлять как педагоги, врачи-педиатры, врачи детские психиатры, так и сами родители.

Основные индикаторы раннего детского аутизма:

Индикаторы аутизма в раннем возрасте:

  • отсутствие единичных слов в возрасте 16 месяцев;
  • отсутствие фразы из двух слов в 2 года;
  • отсутствие невербальной коммуникации (в частности, указательного жеста) в 12 месяцев;
  • потеря речевых или социальных способностей.

Индикаторы аутизма в дошкольном возрасте:

  • отсутствие речи или задержка ее развития;
  • особый зрительный контакт: не частый и очень короткий либо долгий и неподвижный, редко прямой в глаза, в большинстве случаев периферический;
  • трудности в имитации действий;
  • выполнение однообразных действий с игрушками, отсутствие творческой игры;
  • отсутствие социальной реакции на эмоции других людей, отсутствие изменения поведения в зависимости от социального контекста;
  • необычная реакция на сенсорные раздражители;
  • любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.

Индикаторы аутизма в школьном возрасте:

  • отсутствие интереса к другим людям, контактов со сверстниками;
  • большой интерес к неодушевленным предметам;
  • отсутствие потребности в утешении в ситуациях психологической необходимости;
  • наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях;
  • неспособность поддерживать диалог;
  • увлеченность одной темой;
  • выполнение видов деятельности, наполненных малой креативностью и фантазией;
  • сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике;
  • любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.

Разработаны стандартизированные скрининговые инструментарии для раннего распознавания аутизма. Наиболее распространенным является CHAT - Шкала для раннего распознавания аутизма, предназначенный для первичной оценки развития ребенка в возрасте от 18 до 36 месяцев.

 

M-CHAT-R

Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (для родителей)

 

М-CHAT создан для проведения скринингового обследования на выявление риска развития расстройств аутистического спектра (РАС) у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев.      Инструкция: Вам предстоит ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей развития и поведения вашего ребенка, которые сформулированы в виде вопросов.

  1. Если вы наблюдали у своего ребенка нижеописанное поведение, то выберите соответствующий ответ «Да» или «Нет» и обведите его.
  2. Подсчитайте количество баллов.

Вопрос

Ответ

1.

Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит? (Пример: Если вы показы­ваете на игрушку или животное, ребенок посмотрит на игрушку или животное)

Да

0

Нет

1

2.

Вы когда-нибудь предполагали, что ваш ребенок может быть глухим?

Да

1

Нет

0

3.

Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно­ролевые игры? (Пример: Ребенок притворяется, что пьет из пустой чашки, делает вид, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку)

Да

0

Нет

1

4.

Ребенку нравится забираться на различные предметы? (Пример: Ребенок любит залезать на мебель, на оборудо­вание детской площадки)

Да

0

Нет

1

5.

Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед глазами? (Пример: Ребенок перебирает пальцами около глаз)

Да

1

Нет

0

6.

Ребенок указывает пальцем, чтобы что-то попросить или получить помощь? (Пример: Ребенок указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не мо­жет дотянуться)

Да

0

Нет

1

7.

Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внима­ние на что-то интересное? (Пример: Ребенок показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге)

Да

0

Нет

1

8.

Ребенок интересуется другими детьми? (Пример: Ребе­нок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним)

Да

0

Нет

1

9.

Ребенок приносит предметы и поднимает их, чтобы по­казать вам? (Пример: Ребенок показывает вам цветок, плюшевую игрушку или машинку)

Да

0

Нет

1

10.

Ребенок отзывается на свое имя? (Пример: Он или она смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его или ее по имени)

Да

0

Нет

1

11.

Когда вы улыбаетесь ребенку, он или она улыбается в ответ?

Да

0

Нет

1

12.

Ребенка расстраивают обычные звуки? (Пример: Ребенок начинает кричать или плакать от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка)

Да

1

Нет

0

13.

Ребенок умеет ходить?

Да

0

Нет

1

14.

Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете?

Да

0

Нет

1

15.

Ребенок пытается копировать то, что вы делаете? (При­мер: Машет рукой в ответ, когда вы прощаетесь, хлопа­ет в ладоши, издает смешные звуки)

Да

0

Нет

1

16.

Если вы обернетесь и посмотрите на что-нибудь, ваш ребенок обернется, чтобы увидеть, на что вы смотрите?

Да

0

Нет

1

17.

Ребенок старается сделать так, чтобы вы посмотрели на него? (Пример: Ребенок смотрит на вас, ожидая похва­лу, или говорит «гляди» или «посмотри на меня»)

Да

0

Нет

1

18.

Ребенок понимает то, что вы говорите ему или ей? (Пример: Если вы не будете ничего показывать руками, ребенок поймет такие фразы как «положи книжку на стул» или «принеси мне одеяло»)

Да

0

Нет

1

19.

Когда случается что-то необычное, ребенок смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь? (Пример: Если ребенок слышит странный или непри­вычный звук или видит новую игрушку, он или она смотрит на ваше лицо)

Да

0

Нет

1

20.

Вашему ребенку нравятся подвижные занятия? (Пример: Когда его качают на качелях или раскачивают на коленях)

Да

0

Нет

1

 

Обработка результатов:

Низкий риск: Общий результат – 0-2 балла. Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после 2-х лет.

Средний риск: Общий результат 3-7 баллов. Обсудите результаты теста с педиатром  попросите его прокомментировать вашу анкету.

Высокий риск: общий результат – 8-20 баллов. Вашему ребенку обязательно требуется диагностическое обследование для раннего вмешательства.

  

МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ПОМОЩЬ

ДЕТЯМ С РАС:

 

  • Детские поликлиники по месту жительства ребенка
  • Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (детское отделение, детский дневной стационар).
  • Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (психоневрологическое отделение, отделение медицинской реабилитации).
  • БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики