Информация по ранней диагностике расстройств аутистичского спектра
Нарушения аутистического спектра (далее – РАС) – это комплекс нарушений созревания и развития психических функций. Включает в себя такие состояния, как аутизм, детское дезинтегративное расстройство, синдром Аспергера.
Общим для этих расстройств является нарушение коммуникативных способностей, ограниченный набор интересов и видов деятельности.
Основной метод диагностики РАС - динамическое наблюдение специалиста за поведением ребенка. В дополнение к основному методу проводятся психологическое, неврологическое и другие методы обследования.
Диагностика РАС должна быть проведена до 5-летненнего возраста.
Для этого существуют скрининговые методы обследования, задача которых – заподозрить РАС и начать его более углубленное обследование.
Поскольку скрининг не используется для выставления диагноза, его могут осуществлять как педагоги, врачи-педиатры, врачи детские психиатры, так и сами родители.
Основные индикаторы раннего детского аутизма:
Индикаторы аутизма в раннем возрасте:
- отсутствие единичных слов в возрасте 16 месяцев;
- отсутствие фразы из двух слов в 2 года;
- отсутствие невербальной коммуникации (в частности, указательного жеста) в 12 месяцев;
- потеря речевых или социальных способностей.
Индикаторы аутизма в дошкольном возрасте:
- отсутствие речи или задержка ее развития;
- особый зрительный контакт: не частый и очень короткий либо долгий и неподвижный, редко прямой в глаза, в большинстве случаев периферический;
- трудности в имитации действий;
- выполнение однообразных действий с игрушками, отсутствие творческой игры;
- отсутствие социальной реакции на эмоции других людей, отсутствие изменения поведения в зависимости от социального контекста;
- необычная реакция на сенсорные раздражители;
- любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.
Индикаторы аутизма в школьном возрасте:
- отсутствие интереса к другим людям, контактов со сверстниками;
- большой интерес к неодушевленным предметам;
- отсутствие потребности в утешении в ситуациях психологической необходимости;
- наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях;
- неспособность поддерживать диалог;
- увлеченность одной темой;
- выполнение видов деятельности, наполненных малой креативностью и фантазией;
- сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике;
- любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.
Разработаны стандартизированные скрининговые инструментарии для раннего распознавания аутизма. Наиболее распространенным является CHAT - Шкала для раннего распознавания аутизма, предназначенный для первичной оценки развития ребенка в возрасте от 18 до 36 месяцев.
M-CHAT-R
Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (для родителей)
М-CHAT создан для проведения скринингового обследования на выявление риска развития расстройств аутистического спектра (РАС) у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Инструкция: Вам предстоит ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей развития и поведения вашего ребенка, которые сформулированы в виде вопросов.
- Если вы наблюдали у своего ребенка нижеописанное поведение, то выберите соответствующий ответ «Да» или «Нет» и обведите его.
- Подсчитайте количество баллов.
№ |
Вопрос |
Ответ |
|
1. |
Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит? (Пример: Если вы показываете на игрушку или животное, ребенок посмотрит на игрушку или животное) |
Да 0 |
Нет 1 |
2. |
Вы когда-нибудь предполагали, что ваш ребенок может быть глухим? |
Да 1 |
Нет 0 |
3. |
Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетноролевые игры? (Пример: Ребенок притворяется, что пьет из пустой чашки, делает вид, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку) |
Да 0 |
Нет 1 |
4. |
Ребенку нравится забираться на различные предметы? (Пример: Ребенок любит залезать на мебель, на оборудование детской площадки) |
Да 0 |
Нет 1 |
5. |
Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед глазами? (Пример: Ребенок перебирает пальцами около глаз) |
Да 1 |
Нет 0 |
6. |
Ребенок указывает пальцем, чтобы что-то попросить или получить помощь? (Пример: Ребенок указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться) |
Да 0 |
Нет 1 |
7. |
Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внимание на что-то интересное? (Пример: Ребенок показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге) |
Да 0 |
Нет 1 |
8. |
Ребенок интересуется другими детьми? (Пример: Ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним) |
Да 0 |
Нет 1 |
9. |
Ребенок приносит предметы и поднимает их, чтобы показать вам? (Пример: Ребенок показывает вам цветок, плюшевую игрушку или машинку) |
Да 0 |
Нет 1 |
10. |
Ребенок отзывается на свое имя? (Пример: Он или она смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его или ее по имени) |
Да 0 |
Нет 1 |
11. |
Когда вы улыбаетесь ребенку, он или она улыбается в ответ? |
Да 0 |
Нет 1 |
12. |
Ребенка расстраивают обычные звуки? (Пример: Ребенок начинает кричать или плакать от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка) |
Да 1 |
Нет 0 |
13. |
Ребенок умеет ходить? |
Да 0 |
Нет 1 |
14. |
Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете? |
Да 0 |
Нет 1 |
15. |
Ребенок пытается копировать то, что вы делаете? (Пример: Машет рукой в ответ, когда вы прощаетесь, хлопает в ладоши, издает смешные звуки) |
Да 0 |
Нет 1 |
16. |
Если вы обернетесь и посмотрите на что-нибудь, ваш ребенок обернется, чтобы увидеть, на что вы смотрите? |
Да 0 |
Нет 1 |
17. |
Ребенок старается сделать так, чтобы вы посмотрели на него? (Пример: Ребенок смотрит на вас, ожидая похвалу, или говорит «гляди» или «посмотри на меня») |
Да 0 |
Нет 1 |
18. |
Ребенок понимает то, что вы говорите ему или ей? (Пример: Если вы не будете ничего показывать руками, ребенок поймет такие фразы как «положи книжку на стул» или «принеси мне одеяло») |
Да 0 |
Нет 1 |
19. |
Когда случается что-то необычное, ребенок смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь? (Пример: Если ребенок слышит странный или непривычный звук или видит новую игрушку, он или она смотрит на ваше лицо) |
Да 0 |
Нет 1 |
20. |
Вашему ребенку нравятся подвижные занятия? (Пример: Когда его качают на качелях или раскачивают на коленях) |
Да 0 |
Нет 1 |
Обработка результатов:
Низкий риск: Общий результат – 0-2 балла. Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после 2-х лет.
Средний риск: Общий результат 3-7 баллов. Обсудите результаты теста с педиатром попросите его прокомментировать вашу анкету.
Высокий риск: общий результат – 8-20 баллов. Вашему ребенку обязательно требуется диагностическое обследование для раннего вмешательства.
МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ПОМОЩЬ
ДЕТЯМ С РАС:
- Детские поликлиники по месту жительства ребенка
- Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (детское отделение, детский дневной стационар).
- Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Республиканская детская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (психоневрологическое отделение, отделение медицинской реабилитации).
- БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики